Примерное время чтения: 7 минут
100

Когда водительское удостоверение - «через кассу»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. «Аргументы и Факты - Саратов» 10/07/2013

По их вине на саратовских дорогах происходит до 500 аварий в год. На вопрос: «Что тому причиной?» в дорожной полиции отвечают: «Плохое знание ПДД и неудовлетворительное состояние дорог».

Число ДТП растет

Пути сообщения в нашем регионе, действительно, оставляют желать лучшего. И если опытные водители уже приноровились лавировать по ухабистым магистралям, то начинающим ой как непросто! «Все равно, что сдавать экзамен в автошколе», - говорят они про каждодневные «дорожные испытания». Такого же мнения, по-видимому, придерживаются и педагоги такого рода учебных заведений (мол, опыт - лучший наставник), а потому подходят к своим должностным обязанностям не вполне добросовестно. Иначе как объяснить растущее год от года число дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых становятся водители со стажем вождения до 2-х лет? С января по март этого года инспекторы ГИБДД зарегистрировали 32 ДТП, произошедших по вине «новичков». Это на 60 процентов больше, чем за первые три месяца прошлого года. Такая неутешительная динамика не могла остаться без внимания областной прокуратуры.

Нарушения - сплошь и рядом

В ходе ведомственной проверки организаций, занимающихся подготовкой водителей, был выявлен целый ряд нарушений. Некоторые из них осуществляли свою деятельность, не имея лицензии. Так, к примеру, в Балашовской автошколе ДОСААФ проигнорировали приостановление действия разрешительного документа и продолжали вести практические занятия. Более того, в обход наложенного вето организовали набор в учебную группу по подготовке водителей транспортных средств категории «В». Похожая ситуация имела место в Петровске.

Но, как оказалось, лицензия для многих профильных организаций - отнюдь не панацея. Руководство целого ряда автошкол не считало должным придерживаться ее условий и требований. Нередко выявлялись нарушения закона в сфере медобеспечения безопасности дорожного движения. Так, в Советском районе в образовательной организации РОСТО предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей не проводились, предрейсовое медицинское освидетельствование инструкторов не выполнялось. С такой же безответственностью к состоянию здоровья участников дорожного движения относились в некоторых автошколах Энгельса, Вольска, Балтая, Дергачей и др.

В общей сложности было выявлено 172 нарушения закона.

Рубль рулит

- То, что в автошколе не проводят медицинских осмотров инструкторов и стажеров, - это полбеды, хотя причиной многих ошибок зачастую становится не столько плохое самочувствие, сколько элементарное волнение, - говорит недавно получивший водительское удостоверение Вадим Гречишников. - Не лучшую службу начинающим водителям служит неисправный транспорт. Во время практики вождения машины нередко глохнут, руль заклинивает, ручники не работают. Сомневаюсь, что у таких авто есть талон о пройденном техосмотре.

- Не внушает должного уважения и техническая оснащенность учебных помещений. Обменивался впечатлением со знакомым (мы учились вождению в одно время, но в разных организациях) так я даже удивился, - продолжает Станислав Гузенко. - За время учебы мне ни разу не довелось применить теорию на практике, имею в виду отсутствие наглядного материала. Зачем тогда посещать занятия? Азы вождения и ПДД можно выучить самостоятельно. И стоит ли удивляться количеству ДТП, когда абсолютное большинство учеников вместо того, чтобы приложить усилия к должной подготовке, предпочитают покупать водительские права и автошколы не только этому не препятствуют, но даже идут им навстречу.

Кстати: Депутаты Госдумы готовят ряд законопроектов, серьезно ужесточающих требования к автошколам и подготовке водителей при получении прав. Речь идет о запрете самостоятельного обучения ПДД и сдачи экзамена на права категорий А и В экстерном. Кроме того, планируется ввести обязательную аккредитацию для автошкол и иных учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей. Второе чтение документа назначено на июль 2013 года.

Языком цифр: Авария за аварией.

По вине начинающих водителей в 2010 году произошло 468 ДТП, в 2011-м - 494, в 2012-м - 528, за 5 месяцев 2013 года - 131. (По данным УГИБДД ГУ МВД РФ по Саратовской области)

Мнение власти

«Прорехи» в законе

Марина Епифанова, министр образования Саратовской области:

Автошколы области лицензируются по общему для всех образовательных учреждений постановлению Правительства РФ №174 от 16 марта 2011 года. Но если до указанной даты лицензии имели ограниченный срок действия и выдавались после ведомственной проверки, то после нее они стали бессрочными и выдаются на основании представленных документов без обследования учебно-материальной базы органами ГИБДД, без выезда в образовательное учреждение. Следствием ослабления контроля стало снижение качества подготовки в целом. Здесь и неважное состояние транспортных средств, и незавидное состояние учебных площадок, и недостаточный профессионализм педагогов. Нарушения выявляются практически в каждой второй автошколе. Очевидно, что необходимо утвердить порядок, регламентирующий подготовку водителей транспортных средств. До тех пор, пока не будет нормативно-правой базы, проблема будет заявлять о себе снова и снова. А ведь это - не только низкая квалификация выпускников автошкол, это еще и угроза всем участникам дорожного движения.

Мнение эксперта

«Медвежья услуга»

Павел Михеев, председатель гильдии страховщиков Саратовской области:

Молодые водители на дороге повышают риск дорожно-транспортных происшествий. А наличие страховки придает чувство защищенности и уверенности, что обычно «расслабляет» человека, сидящего за рулем. Тем более если дело касается молодых водителей. Они знают, что финансовых последствий не будет: всё «покроет» страховка. Это плохо. Страховые компании, таким образом, оказывают молодому водителю «медвежью услугу».

С 2013 года наша страховая компания изменила тактику работы и всю свою активность переключила на автовладельцев старше 25 лет. У нас есть специальные программы, привилегии и бонусы для взрослых водителей. И дело здесь не только в стаже вождения, а именно в зрелости человека, в его жизненных ценностях. Мы делаем исключения только для наших взрослых клиентов, когда обеспечиваем страховой защитой их детей-водителей.

Автошколы как бизнес

Андрей Беликов, генеральный директор ОАО «Автокомбинат-2»:

Как ни печально сознавать, но до 70 процентов автошкол сегодня открываются для занятия бизнесом. Ни о какой качественной подготовке водителей при таком подходе речи быть не может. Стажеры не блещут уровнем теоретических и практических знаний, зачастую не имеют элементарных навыков вождения. О каком профессионализме может идти речь? Если раньше в ДОСААФ готовили, что называется, настоящих специалистов, то теперь (в лучшем случае) любителей. Ответственность за то, что число ДТП не уменьшается, а растет, лежит в большей мере на профильных учебных организациях. Та квалификация, которую водители получают в городских автошколах, не отвечает требованиям нашего предприятия, поэтому три года назад мы открыли собственную базу подготовки. Акцент делаем на обучение водителей автобусов, хотя в нашем учебном центре можно получить права всех категорий. За время существования автошколы при автокомбинате удалось подготовить не один десяток высококвалифицированных специалистов. Серьезных нарушений по вине выпускников нашей организации до сих пор не было.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах