Леонид Сметанников, человек-легенда, народный артист СССР, первый исполнитель песни Тухманова «День Победы», профессор консерватории и ведущий солист оперы ответил на вопросы корреспондента «АиФ - Саратов».
«Люблю от души»
- Леонид Анатольевич, вы много лет живете в Саратове, причем в центре города. Как, по вашему мнению, он действительно меняется?
- В Саратове живу более 50 лет, с 1966 года. Он стал для меня родным, люблю его от души. И переживаю, чувствую свою сопричастность ко всему происходящему, особенно после того, как стал его почетным гражданином. Стараюсь представить и показать Саратов с хорошей стороны. Например, 10 августа пройдет концерт в Москве. Планирую петь «Величальную Саратовской области» с ансамблем из нашего региона, это гимн, написанный нашим талантливым композитором Игорем Дородновым. А еще - «Вдоль по Питерской». За свою жизнь бывал во многих странах мира, видел много городов. В городах Самаре, Воронеже, Тамбове жизнь намного многограннее, современно-интереснее. Саратов действительно, становится лучше. Его имедж поднимается! Надеюсь, это движение вперед продолжится и в будущем.
- Чего не хватает Саратову?
- Пожалуй, не хватает красивых исторических мест, памятников. Посмотрите, Казань, Москва, Нижний Новгород, огромное число скульптур на улицах, на каждом шагу информация, рассказывающая о прошлом. Что мешает нам представить иэту информацию? По улицам гуляют студенты, их много, что они знают о памятных местах? Ничего!
Получается так: сначала Советская власть не сохранила историю города, затем, в 90-х, это продолжилось. Не нужно возрождать историю, она и так существует помимо нас, независимо от желания власть предержащих. Нужно постепенно делать то, что не сделано: устанавливать памятники, которые давно должны были появиться. И этот процесс, к счастью, идет. У нас в последнее время появились скульптуры О.Табакову, О.Янковскому, К.Петрову-Водкину. Но есть и люди, которые несправедливо забыты. Например, Ларионов, написавший всемирно известную «Калинку». Да, есть памятная доска на доме, но этого мало. И, конечно, обязательно нужен памятник великой нашей землячке, исполнительнице русских песен Лидии Руслановой.
На проспекте Кирова, у Консерватории имени Собинова, есть аллея звезд, такая же - на набережной Космонавтов. Это хорошие идеи, я бы наполнил их новыми именами, дал новую жизнь этим проектам. Не нужно стесняться назвать улицы именами известных саратовцев, выдающихся деятелей. Так делают во всем мире, это здорово!
Между тем, к Консерватории, символу нашего города, подъезжают автобусы и с российскими туристами и с иностранными. Они гуляют, покупают сувениры. При этом в областном центре нет речного вокзала, отсутствует современный железнодорожный, аэропорт новый только строится. А ведь это все лицо города!
Фестивалю 30 лет
- Молодые актеры, певцы, часто говорят о небольших зарплатах, которые не делают эту профессию в Саратове престижной и привлекательной. Возможно, пришло время и здесь что-то менять?
- Конечно! Первое, самые ведущие солисты и актеры в театрах должны получать больше, и их мало, 3-5% от числа труппы. Именно они лицо и реклама любого театра. Второе, цены на билеты должны немного вырасти. Сейчас они минимальны. И третье, молодые актеры и певцы должны чаще выходить на сцену. Считаю, основа репертуара должна составлять более 20 спектаклей, сегодня их 10-12. Конечно, понимаю проблемы руководителей театров. Как это сделать, когда финансирование не позволяет? Значит, нужны деньги.
- Не кажется ли вам, что ежегодный Собиновский фестиваль, который проходит в мае, мог бы стать одним из первых в стране. Он хорош, но не самый значимый, к сожалению.
- Фестивалю 30 лет. Он, конечно, обновляется, и я к каждому выступлению на нем готовлю что-то новое. Возможно ему стоит начать меняться? С другой стороны, у него же жесткая структура, сложившаяся годами. Теперь он называется музыкальным фестивалем, а не оперным. В любом случае то, что делает художественный руководитель и дирижер Юрий Кочнев достойно уважения. Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Почему бы властям и области, и города не начать продвигать Собиновский в качестве бренда региона, страны и пригласить побольше корреспондентов для освещения в СМИ России, как было и раньше.
Кстати, видел на улицах Лос-Анджелеса много щитов с рекламой бренда города - оперного театра и его руководителя Плачидо Доминго, там есть спонсоры, миллиардеры. У нас их немного, да и меценатов среди богатых людей немного.
- Какая музыка вам нравиться?
- Отношусь к этому профессионально. Все жанры освоены: оперный, камерный, старинная, современная музыка, русская народная, романсы. Выделить не могу. Знаю, как петь любую песню, сделать ее шедевром. Смотрю иногда что-то на канале «Культура», например «Большую оперу», мне нравится. Все выпуски есть в записи.
Молодежь нужно воспитывать
- Что скажете о победительнице нашей землячке Ксении Нестеренко?
- Она подала документы, готовится поступать в консерваторию. Рад, конечно, этому. Мое мнение: ей нужно скорее как столичной птичке, полететь дальше и выше, иначе может потеряться. Стартовала она великолепно.
- Ваше отношение к молодежи. Часто парней и девушек ругают, мол, у них вкусы не те, да и воспитание оставляет желать лучшего.
- Преподаю в консерватории и стараюсь не отстать от студентов. Знаете, ведь молодые всегда стараются бежать вперед во всем. А если говорить в большом масштабе, то молодых людей нужно воспитывать на хороших, патриотических примерах, нужна, как мне видится, соответствующая государственная идеология. И, естественно, в школах необходимо восстановить воспитательные организации. Это отчасти сейчас делается.
-Последние 20 лет вы не говорите о своих творческих планах. Почему?
- Творческие планы не раскрываю. У меня много уже подготовленных программ, по ним и работаю. А творческие планы - это создание нового репертуара, на который нужно минимум год. По разным причинам, в театре новых спектаклей с моим участием не ставят последние 10 лет. Я не обижаюсь, наверное, есть что-то важней для театра.