Примерное время чтения: 7 минут
308

Леонид Сметанников: «Для шоу или ресторана вполне приемлем «пугачевский» уровень»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «Аргументы и Факты - Саратов» 24/10/2012
Фото: Татьяна Волченко

С 22 по 26 октября в нашем городе проходит VII Всероссийский конкурс исполнителей народной песни имени Лидии Руслановой. В нем принимают участие 98 вокалистов из 30 регионов страны. Своим мнением о том, какие чувства в молодых пробуждает обращение к русским истокам, и как сохранить национальное достояние в непростых финансовых условиях, с еженедельником поделился народный артист СССР Леонид Сметанников.

Конкурсы для галочки?

- Одной из главных тем разговоров в творческих кругах сегодня является перевод культуры на «автономные рельсы». К чему это, на ваш взгляд, может привести?

- Кто у нас руководит культурой, я не знаю. И надо ли ею руководить? Но очевидно: для ее развития нужна поддержка - государства или меценатов, как было в дореволюционной России, - это уже другое дело. Право на существование имеет и народная песня, и опера, так же как в науке: физика, химия или геология…А чтобы отрасли и жанры развивались, они должны соревноваться меж собой. Не ради галочки, как это зачастую происходит в наши дни: провели конкурс и ладно, а для того, чтобы понять, куда двигаться дальше. Это ведь наша культура, и мы должны о ней заботиться.

Если говорить о Саратове, он был, есть и будет своеобразной системой координат. Рахманинов выступал против того, чтобы у нас была консерватория - первая в провинции и третья в России! - но она, тем не менее, открылась, и вот уже сто лет является пьедесталом, на который равняются лучшие вокалисты страны. Да, мы уступаем Петербургу и Москве по степени господства на престижных сценах, но все же стремимся к тому, чтобы наши кадры звучали во всем мире. Что этому мешает? Будь вокалист хоть семи пядей во лбу, раньше чем через двадцать лет заслуженным артистом он не станет. Нет у нас стимулов для развития, ни моральных, ни материальных. Если государство сокращает финансирование на развитие культуры, почему бы не подумать о поддержке талантов на региональном уровне? Знаете, как мне греет сердце Знак «За любовь к родной земле», учрежденный губернатором Саратовской области? Горжусь им не меньше, чем званием «Народный артист СССР».

- Какое место в шкале ценностей сегодняшней молодежи занимают русская культура и традиции?

- Раньше, на мой взгляд, молодежь была более развитой, потому что участвовала в самодеятельности. А сейчас не то что самодеятельности - Дворцов культуры в том виде, в каком были тридцать лет назад, днем с огнем не сыскать. Бывает, приходят на прослушивание, начинают петь «а капелла» и замолкают. Чего им не хватает? Музыку не чувствуют, слов зачастую не знают. Фундамента в них нет - той основы, на которой кирпичик за кирпичиком совместными усилиями будет строиться успешная карьера. Те, что посмелей и поамбициозней, едут набираться мастерства в столицы, но популярными становятся единицы. Многие дирижеры и режиссеры предпочитают работать с уже готовыми кадрами, но ведь театральному искусству нужно учиться в процессе выступлений на сцене.

Песню нужно чувствовать

- В вашем репертуаре оперные партии легко уживаются с народными песнями. Исполнение последних требует особого настроя? Откуда у вас такое глубокое понимание их сути?

- Я впитал интонации народной песни с детства. И мама пела, и тетя. Плюс занятия в художественной самодеятельности. Во время гастролей с оркестром русских народных инструментов в Мексике - мы выступали в 25-ти городах - я заметил, как местные жители тепло встречают русские мотивы, и вот тогда задумался над тем, почему мы не любим свои песни, не бережем свою культуру? Вкладываем деньги в шоу-бизнес, в этот бесконечный «дыц-дыц-дыц», который немыслим без пива и оголтелого визга. Это разве русское? Транслируют по телевизору «Битву хоров» - это что? Битва - это прежде всего борьба, война. Какое отношение она имеет к искусству?

Народная песня меняется в устах исполнителей. Вокалист ее осовременивает, выводит из рамок, в которых держит фольклор. На сцене, так же как и в жизни, все реже можно увидеть народные танцы и костюмы - колорит, характерный народному творчеству.

- Если народная песня немыслима в отрыве от традиций, уклада жизни и особой атмосферы (стало меньше изб с резными ставнями, улиц, мощенных из досок), где же молодежи набраться той душевности, которую требует ее исполнение?

- Душевность в молодежи есть, она закладывается в каждого ребенка папой с мамой. Другое дело, что жизнь эту душевность подавляет, и чтобы ее раскрыть, требуются время и знания. Чем больше молодой вокалист освоит музыкальных жанров, тем больше души будет в его исполнении. Не меньшую роль при этом играет знание традиций, истории русского искусства. Одни тяготеют к современным ритмам, другие - к народным. У нас есть хорошие ансамбли, но нет пропаганды и площадок для выступления. Раньше на местном телевидении были художественные программы, теперь их нет. О наиболее значимых событиях ведущие сообщают в информационных блоках. Творческая жизнь исполнителей остается за кадром.

Миксы вызывают неприятие

- Раньше недоумевали: если удел народной песни - звучать на застольях или за работой, зачем ей сцена и телевизионные трансляции. Сегодня именно они должны пробудить интерес к исконной культуре. Но почему к ней порой такое непочтительное отношение? Зачем в удмуртскую народную песню, которую Бурановские бабушки исполняли на Евровидении, вплели припев из английского шлягера?

- Подобные миксы вызывают неприятие. Это все равно, что рукав от сорочки пришить к пиджаку: некрасиво, неудобно, противоестественно. Для шоу или ресторана вполне приемлем «пугачевский» уровень. Это низкопробная культура. Смешно, но дико для искусства. Я был во многих странах, но ни в одной из них национальное достояние не представляли так, как в России. Это стыдно.

Сегодня уровень культуры пытаются поднять за счет молодежи и разных фестивалей, подобных Всероссийскому конкурсу исполнителей народной песни имени Лидии Руслановой. Он не только дает представление об уровне вокального искусства в стране, но и позволяет сохранять народное достояние.

Досье: Леонид Сметанников родился в 1943 году в Челябинской области. После окончания Днепропетровского музыкального училища в 1966 году поступил в СГК имени Л. В. Собинова. В 1968 году стал солистом САТОБ имени Н. Г. Чернышевского. Был первым исполнителем песни «День Победы». Лауреат Госпремии РСФСР им. М. Глинки, заслуженный артист РСФСР, Почетный гражданин Саратова. Награжден орденом «Знак Почета».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах