Примерное время чтения: 6 минут
135

Анатолий Катц. На культуру всегда не хватает денег

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Саратов 16/02/2011

Насколько сегодня театры и концертные залы доступны горожанам, корреспондент «АиФ - Саратов» беседует с художественным руководителем областной филармонии Анатолием Катцем.

Министр беспомощен

- Анатолий Иосифович, какую оценку по 5-балльной системе вы бы поставили достижениям культуры региона за 2010 год и почему?

- Ставить оценки - дело неблагодарное. Культура отдельной области напрямую зависит от ее состояния во всей России. Поскольку я оцениваю эти достижения в целом где-то на «тройку», то и состояние саратовской культуры заслуживает не больше.

Если не брать в расчет громкие фестивали, на которые выделяются определенные средства, областная культура финансируется по остаточному принципу. И никуда от этого не денешься, ставь не ставь оценку - всё равно ничего не изменится. Хотя, должен вам сказать, что каждая творческая организация - театры или та же филармония - стараются изо всех сил.

Так, недавно выяснилось, что наша филармония вышла по количеству концертов и зрителей на более высокий уровень, нежели до пожара 2006 года. Из-за чего мы опасаемся, что нам скажут: «Вы и так замечательно работаете, зачем вам нужен этот зал?»

- Чем объяснить, что культурой руководит генерал-майор милиции в отставке? И в чем символический смысл исполненного вами экспромта Шуберта на одном из заседаний коллегии министерства культуры?

- Та коллегия была посвящена работе филармонии за последние три года. И мы решили, что поскольку народ придет в концертную организацию, заседание надо начать с живой музыки. В этом не было никакой затаенной мысли, никакой провокации - это спокойное мягкое произведение, очень красивое.

Что касается министра культуры, он попал в очень сложную ситуацию. Можно сколько угодно говорить о том, хорош или плох наш министр культуры - он просто беспомощен, потому, что у него нет средств. А у одного из его предшественников и вовсе на столе стояла табличка «Денег нет».

Не так давно на концерте, посвященном юбилею Руслановой, кто-то из высоких московских гостей спросил: «Как же в Саратове нет оркестра народных инструментов?» И наш министр культуры тут же распорядился составить смету для организации нового коллектива при областной филармонии.

Но в Саратове сегодня нет и камерного оркестра, и стационарного академического струнного квартета, который когда-то был. У нас много чего нет. Но когда неизвестно, дадут ли на культуру денег, когда не достроено здание тюза, фактически разваливается здание филармонии - как при таком раскладе можно создавать коллектив числом не менее 40 человек?! Мы же сегодня даже не наберем столько музыкантов-народников. Знаете, сколько человек сейчас учится играть на балалайке в консерватории? На 5 курсах - четверо.

Классика или попса?

- Насколько сегодня культурные мероприятия доступны простым саратовцам?

- Надо сказать, горожане скучают по большому залу филармонии. Пятый год многие наши концерты проходят в зале экономического университета. И поверьте, при полном аншлаге! Но куда деваться зрителям в антракте? Картинных галерей там нет, буфеты в вечерний час тоже не работают.

Кроме курилки и туалета, пойти некуда. При таком «сервисе» мы просто не имеем морального права повышать цену билетов. У нас именно за счет ценовой политики залы заполняются.

Вот приезжает известный пианист Николай Петров. Самые дорогие билеты - порядка 300-350 рублей. Чуть повыше - на джазовые концерты, до 500 рублей. Во многом цены формируют и сами исполнители.

Кто-то понимает, что Саратов не Брюссель или Мюнхен, и в городе не наберется достаточного количества публики, которая могла бы себе позволить купить билет на концерт в консерваторию даже за 800 рублей. И что более обеспеченный зритель предпочитает классике популярных попсовых «знаменитостей».

Отдельный разговор о городском транспорте. Большинство концертов и спектаклей начинается в 18.00 - 18.30. Как правило, заканчивается все это действо в десятом часу вечера. И поверьте, общественный транспорт к этому времени «вымирает», и уехать домой даже от театра драмы весьма проблематично.

А такси до Солнечного или Юбилейного может себе позволить далеко не каждый саратовец. А ведь я помню времена, когда к концу спектаклей к опере, драме, тюзу подходили рейсовые автобусы - в Заводской, Ленинский, на Пролетарку...

Вот вам и доступность искусства народу. У нас все культурные объекты сосредоточены на центральном пятачке. Я сомневаюсь, что семья, проживающая в районе Крекинга в Заводском районе, поедет на спектакль или концерт в центр. Мы же готовы выезжать с концертами, но дворцы культуры сегодня, за редким исключением, находятся в довольно плачевном состоянии.

Поверьте, то, что люди слушают, значительно влияет на их поведение, и даже мировоззрение. Ведь звуки пробуждают целую гамму чувств: от умиротворения и душевного подъема до всплеска агрессии. Особенно это касается юных душ!

Бал правит рынок

- Даже в голодные послевоенные годы государство находило деньги на культуру. Отчего же сейчас нет средств даже на ремонт одного зала?

- Тогда экономика была под полным контролем государства, которое вело целенаправленную политику в области культуры.

А сейчас бал правит рынок. И очень большая его часть отдана на откуп богатым людям, предпочитающим выстроить очередной «молл», либо какой-нибудь торгово-развлекательный комплекс, чем вложить те же деньги в развитие культуры. Хотя среди состоятельных людей встречаются и меценаты, поддерживающие, к примеру, Уральскую филармонию. А Сургут и Ханты-Мансийск благодаря меценатам закупили для музыкальных школ 40 роялей знаменитейшей японской фирмы, каждый из которых стоит несколько миллионов. И теперь там открыт филиал Московской академии им. Гнесиных, проходят международные фестивали.

А ведь в нашем регионе тоже добывается нефть-газ, а попробуйте попросить хотя бы 10 тысяч рублей на культуру… Пробовали обращаться и в солидные банки, но они предпочитают делать себе рекламу на вещах более приземленных.

Между тем, на строительство саратовской консерватории средства из своей собственной казны выделял царский дом, и именно поэтому первоначально она была названа в честь цесаревича Алексея.

Справка

Анатолий Катц - заслуженный артист России, действительный член Академии Российского искусства, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат всесоюзного и международного конкурсов, профессор Саратовской консерватории.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах