О новой философии искусства ХХI века, символах губернии и подготовке к 100-летию Саратовской консерватории корреспондент «АиФ - Саратов» беседует с одним из авторов книги - доктором искусствоведения, профессором, руководителем оркестра народных инструментов Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Дмитрием Варламовым.
- Дмитрий Иванович, что сегодня происходит с культурными символами губернии?
- Мы практически утратили один из ярких символов - саратовскую гармонику. Фабрика по её выпуску полностью развалилась, большинство исполнительских коллективов распались. Тем не менее попросите назвать символ нашего региона - большинство ответят: «Гармошка». Пока это так, легендарный инструмент вполне может возродиться. И хочется верить, что памятник, который появился на проспекте Кирова, поставлен не посмертно.
Другой известный за пределами области символ - консерватория, в преддверии своего столетия тоже переживает сегодня сложные времена. С одной стороны, превосходное здание, вековые традиции, аккумулирующие мощный творческий потенциал. С другой - устаревшая техническая база и в некотором роде «консервативное» мышление.
Изменения, происходящие в обществе, диктуют, что в новом веке нужно учиться жить и мыслить по-новому. И вот здесь проблемы Саратовской консерватории крайне остры. Посмотрите, как происходит укрупнение вузов. За примерами далеко ходить не надо. Консерватория как уникальное художественное учебное заведение не должна стать жертвой «укрупнения», она может и сама притягивать к себе действующие культурные центры города, области, округа.
- Есть ли вероятность, что консерватория станет факультетом технического вуза?
- Живя в измерении «поля чудес», не исключаю такой возможности. Поэтому-то накануне 100-летия мы и думаем, как нам измениться? Уже действует план, направленный на обновление вуза, придание ему стратегии развития. Но для поддержания статуса символа города одних наших усилий недостаточно.
К сожалению, сегодня нет моды на занятия музыкой, исполнительское искусство непрестижно. Когда можно нажать кнопку компьютера и извлечь из сети любую мелодию, интерес к исполнительскому искусству стремительно теряется. У людей другие проблемы - выжить. «И кому же в ум придет на желудок петь голодный». Зарплаты наших выпускников несопоставимы с шоу-бизнесом. И музыкантами желают стать все меньше и меньше молодых. Если сейчас ничего не предпринимать, такие учреждения, как Саратовская консерватория, постепенно исчезнут. А значит, канет в лету еще один символ губернии, скорее всего, безвозвратно.
- Есть ли шансы сохранить культуру, пока ещё существующую?
- Чтобы чувствовать себя нацией, надо бережно относиться к своей культуре и национальным символам. Вот сейчас зашла речь о том, что надо возвращать в страну ученых, специалистов, которые в свое время, получив в России блестящее образование, уехали за рубеж в поисках лучшей доли. Кто-то даже стал нобелевским лауреатом. Нужно понимать, что вернутся лишь те, у кого живы в душе наши исконные традиции и символы, жива национальная память. Но если человеку наплевать, к примеру, на ту же саратовскую гармонику, если его индивидуальное сознание уже не вписывается в наш образ жизни и мышления, он вряд ли захочет возвращаться. И если мы действительно хотим изменить российскую жизнь к лучшему, то должны помнить, что дом родной у нас именно в России.
Любой народ долго формирует свои традиции, именно поэтому они, как правило, оказываются весьма качественными. Парадокс, но сильная нация не задумывается, что может исчезнуть. Потому у нас не очень-то заботятся о сохранении своей культуры. Недавно зашел в Центр национальных культур и увидел там стенды армянской, украинской, немецкой культуры, а вот русского там не было. Каждая небольшая нация очень бережна по отношению к собственной культуре. Сейчас даже в Европе почувствовали, что излишняя интеграция может привести к потере национального компонента культуры, и уже предпринимают меры к решению данной проблемы. А мы сильные, поэтому и не думаем о том, что нашу культуру тоже надо спасать. Пока мы уверены, что никогда не исчезнем, но, на мой взгляд, нам пора серьезно задуматься о своём будущем.
- Как же нам сегодня передать музыкальные традиции новому поколению?
- Когда-то слушать музыку готовились заранее, предвкушая это событие. Специально собирался оркестр и играл Моцарта или Гайдна. Хотя и тогда часто это было фоном для решения каких-то вопросов.
Современный же молодой человек нацелен на получение максимума информации в кратчайшие сроки. Музыка слушается на ходу - надел наушники и «отрывайся» где угодно. Сейчас в молодежной среде превалирует ритм. Он действует не только как социокультурный феномен, но и как физический. Это рождает проблему будущего и классического, и народного искусства. Для молодёжи академический двухчасовой концерт - настоящее испытание. И поэтому мы должны опираться на жизнь: можно призывать слушать классику, трубить во все трубы - никто от этого классику больше слушать не станет. Я допускаю, что форма обычного концерта постепенно устаревает и, наряду с традиционными, надо искать иные пути воздействия на публику.