О пережитых трудностях и сегодняшней творческой атмосфере в коллективе рассказал в интервью «АиФ - Саратов» художественный руководитель филармонии Анатолий Катц.
Когда некуда деваться
Наиля Кязимова: Анатолий Иосифович, в 2007 году сгорела филармония, вам пришлось работать на чужих площадках. Как вы пережили это время?
Анатолий Катц: Поначалу было совсем тяжело. Мы лишились и концертных, и репетиционных площадок. У нас в филармонии два оркестра и несколько малых творческих коллективов. Репетировать пришлось в помещении, которое находится перед въездом в Октябрьское ущелье.
-Испытываете ли вы дефицит в творческих кадрах? Или наоборот - выпускникам консерватории некуда пойти работать?
-Вопрос сложный. К примеру, в этом году консерваторию оканчивали вокалисты.
Мужчин меньше, и их как-то сразу разобрали. А вот с женщинами почему-то сложнее. И, как обычно, они приходят на прослушивание, где мы каждой уделяем внимание. Но у нас же есть штатное расписание, а там всё занято. И даже если нам очень нравится человек, мы ничего ему не можем обещать. В консерватории так воспитывают вокалистов, что они хотят работать именно в театре. И это естественно. Но куда им деваться? Конечно, каждый год проходит ярмарка вокалистов, куда со всей России съезжаются директора оперных театров, главные дирижёры. Они прослушивают кандидатов и кого-то приглашают к себе. К примеру, одна из выпускниц в этом году уехала в Саранск, другая - в Чебоксары, бас отправился в оперный центр Галины Вишневской в Москву...-Творческий работник может достойно зарабатывать?
-Это зависит от его статуса и занятости. К примеру, базовая зарплата профессора консерватории - 7200 рублей. Но если ты имеешь почётное звание, то к этой сумме полагается прибавка. Если твои студенты получают премии международного класса, начисляется ещё прибавка. То есть учитываются все творческие достижения. Лично я на жизнь не жалуюсь, зарплата в филармонии меня устраивает. А кто-то бедствует. В нашем музыкальном хозяйстве наблюдается какой-то дикий перекос: преподаватели музыкальных школ получают больше, чем профессора консерватории.
«У нас так устроено»
-Филармония открывает новый сезон. Чем порадуете на этот раз?
-В первую очередь мы пригласили друзей. Выступят все те, кто в эти тяжёлые семь лет не покидал нас. Это Элисо Вирсаладзе, Наталья Гутман, Николай Луганский.
Будет и талантливая молодёжь, которую пока плохо знают. К сожалению, у нас так устроено: если тебя показали по телевидению, ты известен, а если не показали, получается, что ты никто. А между тем есть замечательные молодые ребята. Но публика почему-то боится идти на новые имена. И в этом отношении мы испытываем большие трудности. Мы же автономная некоммерческая организация и должны сами себе зарабатывать. Обязательно будут концерты: каждое воскресенье играет симфонический оркестр, каждую субботу - оркестр «ВОЛГА-БЭНД». Наши малые творческие коллективы подготовили много интересного. Всё так же своими замечательными спектаклями порадует детский эстрадный театр «АРТ-РЕВЮ», главный режиссёр которого Роман Брант получил «Золотого Арлекина» на последнем областном театральном фестивале. Будут и джазовые концерты - приедет Даниил Крамер, к примеру.-Ваша аудитория сегодня - какая она?
-Публика филармонических оркестров стареет. По большей части это пенсионеры.
Не забыли бы через год
-Провозглашение Года культуры как-то сказалось на творческой атмосфере города?
-Этому событию было посвящено много всяких мероприятий и программ, что очень радует.
-В последнее время всё больше жалуются на то, что молодёжь перестала читать. С чем это связано, на ваш взгляд, и как исправить эту ситуацию?
-Я работаю в филармонии с 1966 года. За это время изменилась страна, изменилась идеология, изменился уровень жизни. В то время, когда я оканчивал консерваторию, у нас не было таких потребностей и жажды тратить. Во-первых, потому что тратить было не на что. Во-вторых, было другое воспитание.
А сейчас всем всего хочется. Это очень отразилось на мироощущении вообще, и, в частности, молодёжь перестала читать. Я продолжаю работать в консерватории на полставки и вижу, что с каждым годом первые курсы приходят всё хуже подготовленные. Они даже не читали произведений, входящих в школьную программу. А между музыкой и литературой большая связь, между музыкой и живописью связь ещё больше. Молодые люди не ходят на выставки, они не могут вспомнить, когда последний раз были в Радищевском музее. Конечно же, исправлять ситуацию должны в семье и школе. Сейчас полным-полно детских книг красоты неописуемой, но какая семья может позволить себе накупить книжек по 500 рублей? Поэтому в год литературы в первую очередь необходимо понижать цены на детские издания.Досье: Анатолий Катц родился в 1936 году в Санкт-Петербурге. С 1955 по 1960 годы учился в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, с 1960 по 1963 - в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Заслуженный артист России, действительный член Академии российского искусства, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат всесоюзного и международного конкурсов, профессор Саратовской консерватории.