Примерное время чтения: 7 минут
252

Анатолий Катц: «Публика филармонических оркестров стареет»

АиФ-Саратов № 36. "АиФ-Саратов" 04/09/2014

О пережитых трудностях и сегодняшней творческой атмосфере в коллективе рассказал в интервью «АиФ - Саратов» художественный руководитель филармонии Анатолий Катц.

Когда некуда деваться

Наиля Кязимова: Анатолий Иосифович, в 2007 году сгорела филармония, вам пришлось работать на чужих площадках. Как вы пережили это время?

Анатолий Катц: Поначалу было совсем тяжело. Мы лишились и концертных, и репетиционных площадок. У нас в филармонии два оркестра и несколько малых творческих коллективов. Репетировать пришлось в помещении, которое находится перед въездом в Октябрьское ущелье.

Кстати:
400 млн руб. ушло на реконструкцию филармонии.
И вот каждое утро коллектив собирался у филармонии в 8 утра, садился в автобус и ехал туда. Что касается концертных площадок, то сразу нам навстречу пошла консерватория, предоставив свой зал для нашего симфонического оркестра. Следом мы договорились с экономическим университетом, где начал выступать концертный оркестр духовых инструментов «ВОЛГА-БЭНД». Эти две площадки, конечно, были не бесплатными, и арендная плата с каждым годом повышалась. Частично средства на неё выделяло министерство культуры, частично мы зарабатывали сами. Когда началась реконструкция здания филармонии, мы переехали репетировать в Дом офицеров. У каждого творческого коллектива появилось своё помещение, и стало проще. Более того, у нас даже повысилось количество концертов. Сегодня, после переезда в отстроенное здание филармонии, уже сложно представить, что все эти годы у одного из самых культурных городов Поволжья совсем не было концертного зала.

-Испытываете ли вы дефицит в творческих кадрах? Или наоборот - выпускникам консерватории некуда пойти работать?

-Вопрос сложный. К примеру, в этом году консерваторию оканчивали вокалисты.

Мужчин меньше, и их как-то сразу разобрали. А вот с женщинами почему-то сложнее. И, как обычно, они приходят на прослушивание, где мы каждой уделяем внимание. Но у нас же есть штатное расписание, а там всё занято. И даже если нам очень нравится человек, мы ничего ему не можем обещать. В консерватории так воспитывают вокалистов, что они хотят работать именно в театре. И это естественно. Но куда им деваться? Конечно, каждый год проходит ярмарка вокалистов, куда со всей России съезжаются директора оперных театров, главные дирижёры. Они прослушивают кандидатов и кого-то приглашают к себе. К примеру, одна из выпускниц в этом году уехала в Саранск, другая - в Чебоксары, бас отправился в оперный центр Галины Вишневской в Москву...

-Творческий работник может достойно зарабатывать?

-Это зависит от его статуса и занятости. К примеру, базовая зарплата профессора консерватории - 7200 рублей. Но если ты имеешь почётное звание, то к этой сумме полагается прибавка. Если твои студенты получают премии международного класса, начисляется ещё прибавка. То есть учитываются все творческие достижения. Лично я на жизнь не жалуюсь, зарплата в филармонии меня устраивает. А кто-то бедствует. В нашем музыкальном хозяйстве наблюдается какой-то дикий перекос: преподаватели музыкальных школ получают больше, чем профессора консерватории.

«У нас так устроено»

-Филармония открывает новый сезон. Чем порадуете на этот раз?

-В первую очередь мы пригласили друзей. Выступят все те, кто в эти тяжёлые семь лет не покидал нас. Это Элисо Вирсаладзе, Наталья Гутман, Николай Луганский.

Будет и талантливая молодёжь, которую пока плохо знают. К сожалению, у нас так устроено: если тебя показали по телевидению, ты известен, а если не показали, получается, что ты никто. А между тем есть замечательные молодые ребята. Но публика почему-то боится идти на новые имена. И в этом отношении мы испытываем большие трудности. Мы же автономная некоммерческая организация и должны сами себе зарабатывать. Обязательно будут концерты: каждое воскресенье играет симфонический оркестр, каждую субботу - оркестр «ВОЛГА-БЭНД». Наши малые творческие коллективы подготовили много интересного. Всё так же своими замечательными спектаклями порадует детский эстрадный театр «АРТ-РЕВЮ», главный режиссёр которого Роман Брант получил «Золотого Арлекина» на последнем областном театральном фестивале. Будут и джазовые концерты - приедет Даниил Крамер, к примеру.

-Ваша аудитория сегодня - какая она?

-Публика филармонических оркестров стареет. По большей части это пенсионеры.

Молодёжь, за редким исключением, не ходит совсем. Но мы стараемся приспособиться к их вкусам. Для молодых людей у нас проходят специальные программы - так называемая «лёгкая» классика. И есть абонементы на циклы концертов, предназначенные для разных возрастов. К примеру, на мой абонемент из 4 концертов «О музыке, и не только о ней...» приходит и молодёжь. Не в большом количестве, но всё же. Название первого вечера - «Музыкальные салоны России от Петра I до наших дней», второго - «Заблудившийся трамвай» (это жизнь и стихи Николая Гумилёва). Можно подумать, что молодые люди не ходят на концерты, считая билеты слишком дорогими. Но это лишь пустое оправдание. Был случай: на один почти аншлаговый концерт пришла девочка с баночкой энергетика в руках и попросила контролёра пропустить её без билета, пожаловавшись на отсутствие денег. А я знаю, что цена этого напитка (энергетика) - 60-70 рублей. Она - студентка консерватории, то есть ей входной билет на концерт обошёлся бы в полсотни. И я тогда подошёл и сказал: «Вы, что, не могли пожертвовать вот этой штукой?»

Не забыли бы через год

-Провозглашение Года культуры как-то сказалось на творческой атмосфере города?

-Этому событию было посвящено много всяких мероприятий и программ, что очень радует.

Хотя я давний сторонник того, чтобы в стране было министерство искусств, в ведение которого входили бы музыка и театр. Понятие «культура» слишком объёмное и многогранное, и соединить его в одно бывает очень трудно. Саратову сегодня не хватает центра искусств. Было бы разумно сделать таким центром Дом офицеров - там замечательные помещения. Но этому зданию требуется капитальная реконструкция, для чего нужно, чтобы у государства появились деньги или нашёлся какой заинтересованный спонсор. Целый год искусству уделяется особое внимание - это приятно. Но не хотелось бы, чтобы это внимание угасло с наступлением очередного 1 января. Следующий год собираются объявить Годом литературы - читать начнём со страшной силой...

-В последнее время всё больше жалуются на то, что молодёжь перестала читать. С чем это связано, на ваш взгляд, и как исправить эту ситуацию?

-Я работаю в филармонии с 1966 года. За это время изменилась страна, изменилась идеология, изменился уровень жизни. В то время, когда я оканчивал консерваторию, у нас не было таких потребностей и жажды тратить. Во-первых, потому что тратить было не на что. Во-вторых, было другое воспитание.

А сейчас всем всего хочется. Это очень отразилось на мироощущении вообще, и, в частности, молодёжь перестала читать. Я продолжаю работать в консерватории на полставки и вижу, что с каждым годом первые курсы приходят всё хуже подготовленные. Они даже не читали произведений, входящих в школьную программу. А между музыкой и литературой большая связь, между музыкой и живописью связь ещё больше. Молодые люди не ходят на выставки, они не могут вспомнить, когда последний раз были в Радищевском музее. Конечно же, исправлять ситуацию должны в семье и школе. Сейчас полным-полно детских книг красоты неописуемой, но какая семья может позволить себе накупить книжек по 500 рублей? Поэтому в год литературы в первую очередь необходимо понижать цены на детские издания.

Досье: Анатолий Катц родился в 1936 году в Санкт-Петербурге. С 1955 по 1960 годы учился в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, с 1960 по 1963 - в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Заслуженный артист России, действительный член Академии российского искусства, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат всесоюзного и международного конкурсов, профессор Саратовской консерватории.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах