Как только стартовал сезон по биатлону, саратовцы прильнули к экранам телевизоров. Борьба за путевку в олимпийский Сочи была нешуточной, но главное - в ней участвовал наш земляк! И ведь «проСОЧИлся». Но какой ценой?
Об обратной стороне медалей саратовских спортсменов «АиФ - Саратов» рассказала Екатерина Халиуллина, Заслуженный тренер по биатлону, наставник Александра Логинова.
Чемпионами не рождаются
Татьяна Волченко, АиФ-Саратов: Екатерина Николаевна, как вы восприняли новость о том, что Саша будет выступать в основном составе сборной России в Сочи? Для вас это было ожидаемо?
Татьяна Халиуллина: Да. Это стало понятно в начале сезона, когда биатлонисты отбирались на Кубок мира. Александр показывал отличные результаты. Правда, на одном из этапов он сделал много промахов в стрельбе. Тренер нашей сборной Александр Касперович долго был в раздумьях. Но все разрешилось в нашу пользу. Я очень этому рада!
- Сколько нужно времени, чтобы вырастить чемпиона?
- Саша пришел в школу олимпийского резерва в 14 лет. Талант его был виден сразу. Но для того,чтобы его раскрыть, пришлось приложить немало усилий. Мало того, что у Александра «хромала» стрельба, так еще давал о себе знать психологический фактор: этот спортсмен должен знать и чувствовать своих соперников, их умения, скорость... Проблем добавило новомодное введение, когда биатлонисты притормаживают друг друга на трассе и к стрельбищу подъезжают толпой. Понятно, что в связи с этим возникает определенное волнение, допускаются промахи. Но главный барьер на пути к медали - неуверенность в своих силах. Саша всегда испытывал пиетет к своим кумирам. А тут сам Бьёрндален в соперниках!
- Как тренер что прогнозируете? В каких стартах Александр, скорее всего, примет участие?
- Думаю, он побежит в масс-старте, потому что попадает туда по международному рейтингу. А изначально, еще весной, его планировали на спринт и в эстафету на первый этап, но он не оправдал возложенных на него ожиданий. В любом случае, Сочинская олимпиада для Саши будет хорошей пробой. Первый год выступает во взрослой сборной и сразу попал на главные старты.
- Звездочка такого масштаба у вас первая?
- Да, и не только у меня и нашей школы, но - у всей области. По зимним видам спорта у нас до сих пор не было участников олимпиад - только претенденты.
Когда я набирала группу, где занимался Саша, делала акцент на возраст. Ребята были ровесниками. На их подготовку было затрачено немало сил. Мы вместе ходили в походы, в бассейн, выезжали на соревнования. И результаты выступлений были на редкость хорошие, даже несмотря на то, что стрельбой занимались мало. Оружием на тот момент наша школа не располагала: оно числилось при ДОСААФе, чуть позже его перебазировали в Энгельс, то есть мы остались фактически ни с чем.
Но в один прекрасный момент моя дружная команда одногодок заняла на первенстве России в Красноярске 4-е место. Мы тогда обыграли Тюменскую область! Со всеми их деньгами и возможностями! После этого дела пошли в гору. Нам стали помогать. В бывшей спортшколе сделали оружейную комнату, затем такую же оборудовали в новом помещении на улице Гвардейской, где сегодня базируется СДЮСШОР №3. Сейчас у нас есть и лыжероллерная трасса, и оружие. И показатели в стрельбе у ребят на порядок лучше, чем были в Сашиной группе - занимаемся ведь каждый день.
Желающих хоть отбавляй
- Глядя на стадион, где яблоку негде упасть, можно сказать, что у нас - кузница кадров для биатлона. Желающих приобщиться к спорту стало больше?
- Таким количеством детей на стадионе не может похвастать ни один регион. И желающих встать на лыжи у нас всегда было хоть отбавляй. Одна из причин - то, что школа и стадион находятся в черте города. В Тюмени, например, до биатлонного центра аж 50 километров!
Однако лыжами занимаются не только в Саратове, но еще и в Калининске, Балашове, Базарном Карабулаке. Вторая из причин массового интереса к лыжам - доступность спортинвентаря. Нередко даже взрослые обращаются с просьбой научить кататься. Но при всех видимых плюсах мы по сей день не имеем официального оформления стрельбища. Рядом «Салют», «Кристалл» - гостиничные комплексы, в которых можно было бы расселять иногородних спортсменов. Мы могли бы проводить общероссийские соревнования. Ведь была такая практика, было у нас 4 оборудованных стрельбища: одно в Саратове и три в Балакове. В середине 90-х годов установки стали переходить в частные руки, многие за ненадобностью срезали и сдали на металл. В последнее время ведутся разговоры об устройстве стрельбища в Балакове и лыжного стадиона в Саратове.
- А дети в школе занимаются на платной или бесплатной основе?
- Денег за желание быть здоровым мы не берем. Дети могут заниматься в спортшколе до 18 лет, а если выполняют разряд «Мастер спорта», то до 25 лет.
Государство наконец повернулось к людям лицом, стало организовывать различные спартакиады, универсиады, туриады... Когда ребенок видит цель, ему есть к чему стремиться, он занимается охотнее. Так проявляются будущие чемпионы. Но для их подготовки нужны соответствующие условия. А у нас нет даже специальных спортивных ковриков. И дело не только в цене (они стоят по 10 тысяч рублей, школа могла бы закупить): коврики ведь тяжелые - на себе не унесешь. Вот что значит нет установок в достаточном количестве!
Тем не менее наша школа заняла 4-е место среди всех российских спортшкол по биатлону. Думаю, что выигранный грант (1 миллион рублей) позволит устранить многие недочеты. С закупкой патронов помогает городское управление спорта. А вот на парафин (смазка для лыж. - Авт.) расходы почему-то не предусмотрены. Это при том, что на один только старт на эти цели необходимо затрачивать от 500 до 1000 рублей на одного спортсмена.
«Звёздные» потери
- Неудивительно, что «теряем» спортсменов...
- Да, только за прошлый год от нас ушли две талантливые биатлонистки. Родителям проще и дешевле поселить ребенка в другой регион, чем «тянуть финансовую лямку» в Саратове. Очень тяжело удержать перспективных ребят. Сейчас один наш воспитанник попал в юношескую сборную России, на него выделяются деньги из Москвы. Недавно сразу четверым саратовским ребятам предложили заниматься в Тюмени. Сейчас одну девочку просят в Ижевск. У нас очень сильные спортсмены, ход хороший показывают.
- А каково спортсменам и тренерам в финансовом плане? Есть такие виды спорта, в которых за победу и призовые места выплачиваются солидные премии. Как в этом отношении обстоят дела в биатлоне?
- По-разному. Я, например, кроме зарплаты получаю президентскую стипендию. А что касается ребят, то для них предусмотрены «инструкторские» - в обычной спортивной школе это 4 тысячи рублей. Это максимум того, что может получать спортсмен, который выступает на уровне России. В Саратове таких 7 человек. Результативно выступающие на международных стартах могут рассчитывать на 25 тысяч рублей.
- Недавно вы стали Заслуженным тренером России. Сколько это прибавило сил и возможностей? Нет желания уехать для самореализации в более благополучный регион?
- Нет. Мы - патриоты своего города. Перед стартом говорю: «Ребята, вперед! За Саратов!» Это их вдохновляет.
- Получается, вы тренер и психолог в одном лице?
- Да. Увы, но это - одна из отличительных черт саратовского спорта. Мы - специалисты многопрофильные. В развитых биатлонных центрах предусмотрены такие штатные единицы, как тренер по лыжной подготовке, тренер по стрельбе, сервисер (человек, готовящий лыжи к соревнованиям. - Авт.), врач, массажист... У нас нет таких ставок в спортшколах.
- Поедете в Сочи болеть за своего воспитанника?
- Да. Очень хочется посмотреть на выступление Саши. Кроме того, хотелось бы увидеть спортивный комплекс. Присутствие на празднике такого уровня очень важно для любого спортсмена. Когда мне представилась возможность нести олимпийский факел в Саратове, у меня будто второе дыхание открылось. Причастность к этому грандиозному событию вдохновляет на новые свершения.