В Саратовском театре юного зрителя начинается новый сезон. 12 сентября будет продолжена начатая в прошлом году традиция - Ночь культуры. С 8.00 до 22.00 на ступенях ТЮЗа развернётся представление, на котором будет возможность вспомнить прошедший сезон и даже подглядеть эпизод из предстоящей премьеры.
Об этом и не только корреспонденту «АиФ - Саратов» рассказал Юрий Ошеров, художественный руководитель театра.
Проверка зрителем
- Юрий Петрович, какими премьерами нас порадует ТЮЗ в новом сезоне?
- Первая премьера состоится 15 сентября на Большой сцене - это спектакль по трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», который получил название «Любовь и смерть в Вероне». Над этой постановкой работает целая международная команда: художественный руководитель Сергей Остренко из Великобритании, художественный оформитель Джулия Белле из Италии, сценограф и хореограф Геннадий Остренко из Украины и наш художник по костюмам Ольга Колесникова. Мы чрезвычайно волнуемся, потому что проект достаточно экспериментальный: история будет рассказана не только традиционно... Зрители увидят наших актёров в жанре пластической драмы и, возможно, узнают в типажах героев жителей мегаполиса.
Следом, 18 сентября, состоится премьерный показ спектакля «Банка сахара», который вырос из лабораторной работы нашего главного режиссёра Алексея Логачева. Это современная пьеса драматурга из Екатеринбурга Таи Сапуриной о человеческом одиночестве - о том, что происходит с людьми, когда они закрываются от мира в своих квартирах-норах, о желании и возможности из этой замкнутости вырваться. Также большое впечатление на последней лаборатории на нас и зрителя произвела работа «14+» режиссёра Семёна Серзина, поэтому в новом сезоне мы увидим этот спектакль о проблемах подростков уже в полном формате. С 26 по 31 октября пройдёт 11-я лаборатория, на которой будут исследованы три новых текста. Сразу после этого я приступлю к репетициям спектакля по «Недорослю» Дениса Фонвизина, а Алексей Логачев - к постановке «Обыкновенной истории» по роману Ивана Гончарова.
- А на гастроли не собираетесь?
- 19 сентября отправимся на неделю в Севастополь. Повезём с собой сразу четыре спектакля: сказку «Конёк-горбунок», «Велосипед с красными колёсами» (для детей более младшего возраста) и две постановки для взрослого зрителя - «Скват» и «Брак по-итальянски». А к нам с гастролями приедет французский актёр Станислас Рокет, который 29-30 сентября на Малой сцене покажет два моноспектакля - «Арто-Барро», в основу которого легла личная переписка выдающихся театральных деятелей XX века, и «Что есть время?» по девятой книге «Исповеди» Августина Блаженного. Постановки пройдут на французском языке с русскими субтитрами, и рассчитаны они на аудиторию старше 16 лет.
Не развлечения ради?
- Чем вы руководствуетесь при выборе постановок?
- Высоким качеством литературы и поднятием в тексте тем, которые вызывают трепет у нас и кажутся нам важными для сегодняшнего зрителя. Основной критерий - проблемы молодого человека, вступающего в жизнь, его взаимоотношения с сегодняшним миром. Берёт ли он на себя ответственность за всё, что происходит вокруг, или просто умывает руки. Театр пытается поговорить со зрителем о том, что от вклада каждого человека мир может стать лучше, краше, чище или же наоборот. Иногда этот разговор получается, а иногда нет. Ведь театр - дело субъективное, экспериментальное. И невозможно заранее дать гарантию, что тот или иной спектакль однозначно будет услышан и понят зрителем. Конечно, хотелось бы иметь единомышленников: чтобы люди приходили в театр не только ради развлечения (хотя мы и этой задачи с себя не снимаем), но и для того, чтобы о чём-то задуматься и стать чуточку лучше.
- Выведение на сцену «Недоросля» не случайно?
- Эта, казалось бы, архаичная пьеса сегодня крайне современна и жива. Ещё в те времена Денис Иванович угадал волнующие проблемы и поднял их в своём произведении. Насколько же оказались трудно истребимы жажда халявы и наживы, стремление приобрести максимум благополучия любой ценой, не имея на это права - ни знаний, ни определённой культуры. К сожалению, желание хапнуть и разбогатеть стало настолько главенствующим в нашей жизни, что нравственные устои и принципы отодвигаются в сторону. В постановке «Недоросля» мы хотим поговорить о том, что не всё решают деньги, призвать родителей и их детей обратить взор на самих себя. Не походим ли мы частенько на Простаковых, Скотининых, Митрофанов?
- Так кто герой нашего времени?
- Антигерой. Это монстр, который наглеет, становится более бесстыдным, изощрённым. Мы наблюдаем ожесточение нравов, истощение культурного слоя, смену приоритетов. Книг уже не читают. В человека с раннего возраста закладывают представление о том, что главное - быть успешным по карьере. И мало кто заботится о душе. Скольким ты помог в жизни? Со многими ли успел посидеть, поплакать, помолчать, когда им было плохо? А не отвернуться и уйти... Сегодня в приоритете - золотой телец. Отсюда и коррупции под видом благодеяния. Сколько во власти крутится людей, которые красиво говорят, а думают лишь о собственном кармане и оффшорных зонах!
Во благо или во вред?
- Заметили ли вы изменения в детях?
- Они стали быстрее соображать и уже с малых лет хорошо ориентируются в сегодняшней жизни. И это, с одной стороны, хорошо, а с другой - тревожит. Не потеряем ли мы (а в чём-то уже теряем) эту непосредственность, открытость, наивность, которые так необходимы в юном возрасте? Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, все мы родом из детства. Какими будут первые годы жизни, таким и вырастет человек. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы ребёнок не потерял доброго, доверительного, чистого взгляда на мир. Детство должно быть радостным и светлым.
Юные зрители ещё способны плакать и сопереживать, но наши средства пропаганды, неумной и недальновидной, так усиленно хотят втолкнуть их в «прокрустово ложе» (подогнать под общий шаблон - ред.) сегодняшнего дня. И родители во многом ошибочно убеждают ребёнка в том, что нельзя сочувствовать, плакать, нужно быть крепким, мужественным, уметь воевать. И эти компьютерные игры - стрельбы, кто кого убьёт… Ребята же часами сидят за ними! Это же откладывается в подсознание, и дети порой оказываются недалеки от того, чтобы перенести насилие с экрана в жизнь. В «Весенних перевёртышах» Владимир Тендряков писал, что не нужно брать в руки нож, поскольку может случиться, что он будет пущен в ход. Вот этой аккуратности и дальновидности, мне кажется, нам сейчас очень недостаёт.
- На ваш взгляд, не нужно ли вернуть идеологию?
- Смотря что под ней понимать. Самоцензура должна быть у каждого художника и педагога. Лекарства и для детей, и для взрослых одни и те же. Всё дело в пропорции: слишком большая доза ребёнка может убить, слишком маленькая бесполезна для взрослого. С человеком нужно говорить открыто. И в разговоре с малышом запретных тем нет, но какова пропорция - во благо ли она или во вред? Легче убить надежду, веру в то, что мир можно сделать лучше. И гораздо сложнее сохранить тот самый «луч света в тёмном царстве», о котором писал Александр Островский. Если изменишь каким-то нравственным принципам сегодня, пусть даже в какой-то ерунде, то завтра уже сможешь предать и продать всё на свете. «За людьми сплошь надо как за детьми ходить, а за иными как в больнице…», - говорил Достоевский. Тот же Фёдор Михайлович писал: «Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!».