В начале октября саратовскому тюзу исполнилось 95 лет. Значимость этой даты простирается далеко за пределы нашего города, поскольку юбиляр является первым в мире профессиональным театром для детей.
О том, чему так громко аплодирует самый взыскательный зритель, состоялся наш разговор с художественным руководителем тюза Юрием Ошеровым.
Любить и сострадать
Татьяна Волченко, АиФ-Саратов: Юрий Петрович, сегодня о традициях чаще говорят, чем их придерживаются…
Юрий Ошеров: Если бы мы были иванами, родства не помнящими, вряд ли собирали бы полные аншлаги. Труппа хранит верность эстетическим принципам, заложенным Юрием Киселёвым, чье имя с гордостью носит театр. «Что бы ни случилось, - говорил великий мастер, - надо помнить о главном: не зритель для нас, а мы для зрителя!» Во время репетиций я часто ловлю себя на мысли, что не могу обойтись без замечаний актерам, которые слышал в свой адрес от мудрого учителя. Есть в нашей жизни люди, события и «уголки», достойные не просто памяти - почтения.
Вот почему важно восстановить камерный тюз как театр юного зрителя! Иначе где она, «любовь к родному пепелищу» - связующая ниточка времен?!
- Не находите, что между поколениями сегодня назрел некий конфликт мировосприятия?
- Я думаю, нам его пытаются навязать. Но, несмотря на чаяния «доброхотов», молодежь подобно сверстникам 60-х, 40-х, 20-х годов умеет и любить, и сострадать. Пусть не все выставляют напоказ свои слезы, но каждый нуждается в понимании и сочувствии. И когда происходящее на сцене цепляет ребенка за живое, он даже не пытается скрывать волнения. Это самое дорогое. Драматург Виктор Розов говорил: «Кто давно не плакал, тот черств, холоден и опасен!» Эта формула актуальна даже в «эру ЗЛАта». Театр нужен затем, чтобы избавить нас от склероза души.
На полную катушку
- Но чтобы вызвать слезы зрителя, нужен большой профессионализм… О какой-такой дополнительной аттестации артистов может идти речь?
- Мне чужды реформы чиновников, затеваемые в отношении театра. Как художественный руководитель я всегда формировал труппу из актеров с оголенными нервами, прикосновение к которым вызывает неистовую боль. Грош цена артисту, который не умеет плакать, у которого «не болит внутри». На сцене нужно жить на полную катушку, потому что маленького зрителя обманывать нельзя. Когда Киселёва упрекнули в беспартийности, он ответил: «Моя партия - дети!» и был прав, так как бутафория и формализм в тюзе неуместны.
- Увы, но лицемерия и пошлости в нашей жизни с избытком. Как же уберечь детей от кривой морали?
- Почаще думать о непреходящих ценностях и приобщать к ним детей. Где, если не в зрительном зале, можно увидеть себя со стороны? Со спектаклем можно соглашаться или нет - важно, что вас приглашает к диалогу живой актер! Достоевский писал, что лучшим воспитанием являются яркие воспоминания из детства. Не лишайте их ребенка!
Мы сегодня даем зеленый свет не только состоявшимся, но и начинающим режиссерам. Интересно наблюдать за их «эскизами», хотя велика опасность увязнуть в чрезмерном тщеславии. Молодежь нередко позиционирует себя первооткрывателями. С одной стороны, это неплохо (самостоятельно изобретенный велосипед должен быть у каждого), но с другой - тревожно! Как будто не было у нас ни Шекспира, ни Достоевского, ни Цветаевой… Есть вещи «на вырост», о которых нельзя не знать.
- На ваш взгляд, театру подобает соответствовать современности или «поучать и воспитывать с возвышения»?
- Живое искусство обязано говорить о вечном. Мы понимаем, что не все в нашей жизни гладко, но надо искать в себе силы противостоять давлению. В самые жесточайшие времена мировой истории находились Люди, и в самые прекрасные были мерзавцы. Время не диктует - оно провоцирует! Все зависит от нашего выбора.
А сила творчества - в свободе. Призвание художника в том, чтобы заглянуть за предельные грани и поведать об этом зрителю.
Досье
Юрий Ошеров родился в Саратове в 1942 году. Заслуженный артист РСФСР, Народный артист России. Отмечен «Золотым Арлекином» и орденом Почёта.