Примерное время чтения: 8 минут
211

Игорь Баголей: «Мусора в головах не меньше, чем на городских улицах!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. «Аргументы и Факты - Саратов» 22/05/2013

Одни сравнивают культуру с десертом, от которого в случае нужды можно отказаться, другие - с сорной травой, имеющей силу пробивать бетон, но вянущей, если ее не облагораживать... Так или иначе, все эти сравнения сводятся к скудному финансированию той сферы жизни, которой Россия гордилась испокон веков.

Поможет ли недавно принятый закон о меценатстве исправить ситуацию и станет ли он спасательным кругом для провинциальных учреждений культуры? Своим мнением по этому поводу с «АиФ - Саратов» поделился Заслуженный артист России Игорь Баголей.

«Глухая периферия» - диагноз?

- Саратовские фестивали, будь то фестиваль памяти Янковского, «Саратовские страдания» или Собиновский фестиваль, все чаще вызывают интерес иногородних и даже иностранных гостей. Самих же саратовцев вряд ли можно назвать искушенными почитателями искусства. К театру, музыке и живописи причастна небольшая «горстка» людей. Как это объяснить?

- Эта диспропорция заявила о себе давно. Нас настолько приучили к мысли, что мы - глухая провинция, что ничего не остается, как с этим смириться. Это несмотря на все наши «культурные» достижения и территорию области, по размерам соотносимую с Францией. А по уровню развития, если сравнивать с теми же французами, мы застряли в каменном веке.

Что нам мешает стать средоточием культуры? Диагноз «глухая периферия». Есть Москва и Санкт-Петербург, которые привозят нам спектакли из разряда «настоящее искусство» по цене, равной стоимости чугунного моста, так сказать, обслуживают нас, а мы довольствуемся «гранью выживания». Это касается не только местной культуры, спорта, медицины - всей нашей жизни.

Но не будем забывать, что первый общедоступный музей и первая провинциальная консерватория открылись именно в нашем городе. Другое дело, в каком они состоянии. Нет денег - нет кадров. Перспективная молодежь тешит свои амбиции там, где сыплется рублевый дождь.

- На саратовских подмостках выступает либо неоперившаяся молодежь, либо уже матерые актеры. Что же вас, артиста востребованного и любимого публикой, удерживает в нашем городе?

- Иной раз беседую со студентами на отвлеченные темы и понимаю, что для них расхожая фраза «где родился, там и пригодился» - пустой звук. Они ищут яркой, активной жизни, в которой есть место творчеству и креативу. Одни пытаются крутиться в Москве, образуя «культурные сгустки», другие едут в Тюмень. Этот город проявляет немалый интерес к театру, платит актерам хорошие зарплаты, обеспечивает их жильем. Там есть перспектива развития, но очевидно, что ее питают природные запасы. Закроют нефтяные вышки, и Север никому не будет нужен.

Задумываясь о своих нереализованных возможностях, иной раз сожалею. Было время, когда мы с супругой (Любовь Баголей, актриса. - Авт.) хотели уйти из саратовского театра, но, поездив по российским городам, пришли к выводу, что игра не стоит свеч. Как-никак, но здесь творчество, и мне не хотелось бы говорить «было». Наставшие времена для театра - сложные, и я не стал бы завидовать руководителям, озабоченным поиском финансовых средств на режиссеров, ставящих спектакли, декорации, костюмы и наши зарплаты. И не буду скрывать огорчения идеей создать гастролирующие актерские труппы. Чего проще - организовать несколько мхатовских бригад по примеру «Ласкового мая»?...Помните, как популярная шоу-группа умудрялась выступать одновременно в разных городах? Мы можем улыбаться и думать, что вряд ли это произойдет, а на деле - всего лишь шаг до абсурда. Глядя на ситуацию трезво, приходится констатировать: перспектива у театрального Саратова незавидная.

- Прошлогодняя проверка счетной палаты показала большую разницу зарплат руководителей и актеров саратовских театров. Специальная комиссия взяла на себя обязательство разобраться в ситуации и повлиять на нее. Результаты ощутимы?

- Крепостное право в России тоже не сразу отменили (смеется. - Авт.). Я говорю не только о крестьянах, но и о коллегах по цеху. Вспомните, кто играл в театре Волкова. Крепостные актеры!

Руководству не с руки быть на равных правах с подчиненными, поэтому воз и ныне там.

Слабые альтернативы

- Отвоевывая место под солнцем, театры все больше ориентируются на зрителя. Но, отвечая социальному заказу, обходят стороной все то, о чем так много говорят: патриотизм, борьбу с коррупцией, недовольство политикой партии власти... Почему этого нет на сцене?

- Есть, но не в полный рост. Мы призываем зрителя к размышлению. Одно дело - самостоятельные выводы, другое - получение готовых. При социализме театр старательно «разжевывал» идеи и тщательно следил за тем, чтобы мимо «зрительского рта» не пронести. У сегодняшних театралов интеллекта побольше. Но именно у театралов. Мне недавно довелось понаблюдать за отдыхающими студентами. Знаете, с каким упоением они потягивают пивко под тюремный фольклор? Откуда эта страсть к шансону? Родители привили. Культура гоп-стопа сильна не сама по себе, а потому, что слабые альтернативы. Мы уже мозоль на языке набили, обсуждая мусор в своих головах! Его не меньше, чем на городских улицах (смеется. - Авт.). Это от того, что мы привыкли к мысли о своей ничтожности. С экранов телевизоров нам твердят, что живем в правовом государстве, которое на деле ограничивается бандитами с одной стороны и стражами правопорядка - с другой.

Чернухи, бомжей и ругани хватает в повседневности. А в театре и на холсте живописца люди хотят видеть эстетику.

Закон не панацея

- Недавно принятый закон о меценатстве поможет ее спасти? Или времена Боголюбова, Третьякова и Мамонтова давно канули в лету?

- Людей, готовых инвестировать искусство из собственного кошелька, сегодня можно по пальцам посчитать. Магнаты готовы спонсировать то, что приносит отдачу, а культура - последний вагон эшелона сегодняшних дней, он скрипит, но влачится на бюджетные крохи.

Сколько раз говорил своим студентам: ребята, куда вы пришли? Мечтаете об успехе и славе, а столкнетесь с разочарованием.

- Молодым актерам часто задают вопрос: каких героев хотели бы сыграть? У вас мне хочется спросить: чью «шкуру» не стали бы носить на сцене?

- Свою собственную. Жизнь любого героя, будь он плохой или хороший, приходиться проживать, а играя себя, все равно надо будет перевоплощаться. Это сродни лицемерию. Маргинального персонажа я бы тоже не хотел играть, хотя наша жизнь полна их прототипами.

Прошли времена Павки Корчагина, на которого равнялись советские дети, пусть этот образ собирательный, но сейчас нет даже такого. «Лох тот, кто не украл», - пишут на заборах. И как только народный избранник освобождает занимаемое кресло, начинаем его ругать и хаять. Нет у нас ничего святого. Мерилом жизни стали оценочные «круто», «модно», «отстойно».

Не стереотипы должны править бал, а наша совесть.

- Следующий год пройдет под знаком культуры. Какими ожиданиями живет актерская каста?

- Хотелось бы, чтобы не только следующий - каждый год был культурным. Чтоб у нас была потребность совершенствовать себя, соприкасаясь с искусством.

Досье: Игорь Баголей родился в 1965 году в Луганске. По окончании Саратовского театрального училища в 1990 году поступил на работу в театр им. Слонова. Артист театра и кино, режиссер, доцент Саратовского театрального института.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах