Примерное время чтения: 6 минут
158

Григорий Алексеев: «Нам нужна инъекция памяти»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "Аргументы и факты - Саратов" 02/11/2011

«В истории нашей страны есть такие страницы, которые не хочется перечитывать. А надо. Потому что это наше прошлое, в котором остались счастье и боль, муки и надежды наших родителей, бабушек и дедушек», - сказал Григорий Алексеев, сыгравший в дубле с Александром Каспаровым сына и друга семьи Софьи Петровны в одноименном спектакле по пьесе Лидии Чуковской.

Произведение поднимает тему маленького человека, против воли и желания втянутого в события, значения и смысла которых он зачастую не понимает. Это пьеса о семье, попавшей под нож сталинских репрессий.

В беседе с корреспондентом «АиФ - Саратов», состоявшейся накануне Дня согласия и примирения, актер поделился размышлениями о событиях семидесятилетней давности.

Не верь, не бойся, не проси

- Григорий, как встретил зритель спектакль о 37-м годе? Очевидно, «Софья Петровна» слабо монтируется с общей концепцией сезона, имеющей явный крен к развлечению публики.

- Изначально мы не ставили перед собой задачу ставить спектакль на потребу публики, мы хотели обратить внимание на тему, «поднять» ее. И по тому, насколько неоднозначно отреагировал зритель, было ясно: это удалось. При каких бы обстоятельствах мы ни вспоминали 37-й год, в нашей памяти сразу всплывают унижения, ссылки в дальние лагеря без права переписки, многодневные очереди в тюрьмы и прокуратуры, чтобы узнать о судьбе близкого человека, поруганное достоинство, расстрелы…А за что? Никогда не поверю, что женщина, завернувшая рыбу в газету с изображением вождя, была врагом народа. Эта пресловутая и «безразмерная» 58-я статья, сделавшая многих без вины виноватыми, - не что иное как позорное клеймо для всей нашей истории. Бульдозерный нож репрессий топтал и давил людей повсеместно. От него невозможно было спрятаться - от этого становится не по себе: есть ощущение всеобщего безумия и непонимания.

- А насколько актуальна эта тема сегодня? Что роднит ее с нашим временем?

- Если говорить об отдельно взятом человеке, все осталось без изменений: какими бы ни были условия жизни, мы не перестанем к чему-то стремиться, мечтать, любить и ненавидеть. Другое дело, что в сталинские времена жестко культивировалось обезличивание. Вождю и его системе были неугодны свободомыслящие граждане, подобные инженеру Алику, если говорить о персонажах спектакля. Он (Алик. - Авт.) отдавал себе отчет в происходящем, видел и понимал, что уничтожался цвет нации. Уверен, что это осознавал и Сталин. 70 лет страна жила и верила в завтрашний день. А в итоге? Мы по-прежнему ощущаем себя в нестабильном положении, часто ощущаем на себе безразличное отношение со стороны государства. На словах у нас все хорошо, чего не скажешь о деле - буйным цветом цветет бюрократия. И у слова, надо сказать, свобода тоже относительная.

- Каким бы ни был государственный уклад, всегда находятся его сторонники и противники.

- Я отчасти согласен с тем, что России не хватает жесткой руки. Но если страной руководит такой человек, как Иосиф Виссарионович? Это ни к чему хорошему не приведёт. Вы подумайте: когда у страны перед народом был колоссальный долг и его нечем стало кормить, было принято «решение» о сокращении населения путем репрессий? Как бы ни замалчивали цифры и достоверные факты, у истории есть свидетели - тот же Солженицын, Шаламов. Они не понаслышке знали, что такое лагерная жизнь и суточная норма хлеба - 62,5 грамма. Это вдвое меньше, чем давали в блокадном Ленинграде.

Классика всегда актуальна

- Григорий, получилось ли привлечь внимание молодого зрителя? Почему сегодняшняя молодежь игнорирует страницы классики, ищет «других» героев?

- Трудно сказать, но винить социальные сети в том, что молодежь стала меньше читать, в частности, классические произведения, по-моему, бессмысленно. Как сказал профессор Преображенский, разруха не в клозетах, а в головах. Нам не хватает широты мышления, люди стали более черствыми, эмоционально атрофировались. Это неправильно. Человек должен быть открытым, и не только в повседневности.

Я однажды спросил у школьников: кто знаком хоть с одним из произведений Достоевского? В ответ увидел только две поднятые руки. Уверен, что примерно так же обстоят дела с другими классиками. Это настораживает. А с другой стороны, как сказала Фаина Раневская о Джоконде: она уже столько висит в Лувре, что сама вправе выбирать, кому ей нравиться, а кому нет. Нельзя окрасить реакцию зала в черный или белый цвет. Главное, что спектакль, как инъекция памяти, тронул зрителя - это значит, не безразличны страницы истории современнику, в том числе и такие позорные.

- Вам как человеку близок образ друга сына Софьи Петровны? В какой роли хотелось бы попробовать себя на перспективу?

- В образе Алика мне хотелось показать нормального, здравомыслящего мужика, человека с адекватным осознанием происходящего, склонного к трезвому анализу существующего положения дел. Получилось или нет - судить зрителю. А что касается планов на будущее, не отказался бы сыграть князя Мышкина. Меня он привлекает тем, что является ярким антиподом Родиона Раскольникова, в роли которого я выхожу в спектакле «Преступление и наказание» с 2006 года. У Достоевского, на мой взгляд, очень интересные и «глубокие» герои. Они идут от автора, его понимания нашей страны и ее народа.

Наша справка:

Григорий Алексеев родился в Саратове в 1984 году. По окончании театрального факультета СГК им. Собинова в 2006 году был принят в труппу Саратовского государственного академического театра драмы имени И. А. Слонова. Сыграл более 15 ролей. В 2007 году министерством культуры Саратовской области признан «Актёром года» за достижения в развитии культуры и искусства.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах