Примерное время чтения: 7 минут
844

Что уходит на второй план? Почему люди избегают друг друга?

Какие шансы?

- Алексей Александрович, молодые люди чаще стремятся переехать в большие города, где больше перспектив…

- Но больше ли их там на самом деле? Наш новый спектакль «Милый Сашенька», поставленный по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», как раз об этом. Не самообман ли, что в крупных городах, в столице больше возможностей для реализации? Там скорее возрастают шансы потеряться, погубить себя, измениться не в лучшую сторону. Под гипнозом иллюзии больших возможностей многие люди едут в столицу и пропадают: никак себя не реализовывают, зря теряют время.

- Юношеский максимализм опасен?

- Максимализм, идеализм - плохо это или хорошо, сказать нельзя. Молодой человек так устроен, что он не может мыслить по-другому. Мы все через это проходим. Обстоятельства порой складываются удачным образом, а порой нет. У кого-то есть родственники, которые помогают. А другому приходится добиваться всего самому, а это сложнее. Рьяное, упрямое стремление к идее может сыграть положительную роль, а может и серьёзно навредить. Всё зависит от обстоятельств. Можно столкнуться с людьми, которые не поймут, разочаруют, поиздеваются над мечтами, нанесут травму и даже этого не заметят. А в человеке что-то изменится.

- Когда человек по-настоящему взрослеет?

- Когда начинает брать на себя ответственность за свои поступки и слова. Не перекладывает всё на маму, папу, не обвиняет окружающих в своих ошибках, неудачах. Хотя и окружение, конечно, бывает виновато. Человек взрослеет, когда готов принимать последствия того, что он делает. У всех это происходит по-разному: у кого-то очень рано, а у кого-то никогда.

- Какие проблемы молодого поколения выделили бы?

- Сегодня люди не доверяют, злятся, не помогают друг другу. В этом проблема не только молодого поколения, а всего общества. Никто никого не любит. Каждый думает лишь о себе. Хоть и говорят, что искусство ничему не учит, мы всё же в театре стараемся воспитать в зрителе чувство сопереживания, сострадания, сочувствия. Быть может, через впечатления, полученные от спектакля, человек как-то изменится, не пройдёт на улице мимо старушки, нуждающейся в помощи. Гораздо большего мы можем достичь совместно, относясь друг к другу доброжелательно. Когда общество это поймёт, жить станет легче.

Кто осудит?

- В спектакле «Банка сахара» герой много лет не выходит из квартиры, избегает людей, живёт посредством интернета. Нас ждёт такое будущее?

- Это уже в некоторой степени настоящее. Социальные сети во многом заменили живое общение людей. Сегодня теоретически вполне можно, как герой спектакля, организовать свою жизнь таким образом, чтобы не выходить на улицу. Общение перестало быть содержательным. Поэтому отчасти встаёшь на место людей, которые избегают контактов. Что мы можем дать друг другу? Почему кто-то должен общаться со мной? Так ли я интересен?

Средний интеллектуальный уровень населения снизился. Но кто-то стал слишком умным. Информация стала доступна, любую книгу легко достать. Когда я изучал математику, мало кто знал, что такое интернет. А сегодня можно самостоятельно освоить любую профессию. Но люди чаще не ищут полезную информацию в сети, а бесцельно «перепрыгивают» со ссылки на ссылку, пробегают страницы глазами. Получается, что чем больше развиваешься, тем сложнее найти собеседника. Ты словно взбираешься в гору: чем ближе к вершине, тем меньше встречаешь людей.

- Люди сейчас нацелены больше на материальное, чем на духовное?

- А по кому судить? По тем людям, которые продолжают ходить в наш театр, несмотря на кризис? Конечно, у нас не самые дорогие билеты. Но тем не менее и эти деньги нужно заработать и потратить, а также найти время, чтобы доехать до театра, сесть в кресло, посмотреть спектакль, подумать о нём, вернуться домой и с кем-то поделиться увиденным. Когда спускаюсь в зрительный зал, я думаю: «Какие замечательные люди!». Разве можно сказать, что для них материальное дороже духовного? И для людей, которые меня окружают, это не так.

Парадокс: времена меняются, а вопросы остаются. Откроем сейчас произведение XIX века или даже прошлого тысячелетия и прочтём о том же: молодёжь не уважает старших, вокруг сплошной разврат, люди дошли до края, материальное для них важнее духовного, - скоро конец света... Но живём же как-то! И в каждом поколении, в каждом городе находятся люди, для которых это не так. Конечно, мы живём в материальном мире, где чтением сыт не будешь. Невозможно не думать о ресурсах, необходимых для поддержания жизни. Но даже если для людей важнее материальное, кто их осудит? Как думать о духовном, когда у человека минимальная зарплата и дома нечего есть?

- Вы как-то ощутили кризис на себе? Артисты на зарплату жалуются?

- Я недавно прочёл исследование о том, что 42% людей, регулярно посещавших театр, признались в том, что почти перестали ходить на спектакли из-за кризиса. Театры по стране теперь не так часто могут приглашать режиссёров, делать постановки, проводить творческие лаборатории. А что касается  зарплаты, она всегда маленькая, сколько бы человек не получал. Когда её было много, особенно у работников бюджетной сферы? Тем более сейчас, когда тяжёлое экономическое положение в стране, разве можно отрицать очевидное? Я каждый день хожу на работу мимо банка, смотрю на вывешенные курсы валют и думаю: «Не дай бог, наш рубль ещё больше ослабнет…».

Где комфортнее?

- Вы учились на программиста в Нижегородском университете. Как получилось, что решили всё бросить и поехать поступать в ГИТИС?

- Я вдруг осознал, что математика и кибернетика - это не то, чем мне хотелось бы заниматься в жизни. Увлекался студенческой самодеятельностью, играл в университетском театре. И как-то всё больше стал интересоваться этим. В течение сезона проработал заведующим литературной частью в Нижегородском ТЮЗе, и это сыграло решающую роль. Я думал, самое замечательное в театре - быть артистом, выходить на сцену, перевоплощаться, переживать чужую судьбу. Но, увидев за работой режиссёра Вячеслава Всеволодовича Кокорина, не раздумывая, отправился в ГИТИС на режиссёрский факультет.

Многих вполне устраивает работа приглашённого режиссёра: жить в Москве, ездить на постановки в разные города. И я бы так мог, у меня есть квартира в столице. Но я стремился найти своё место, где мне доверят заниматься театром, репертуаром, коллективом.

- И таким местом оказался Саратов?

- Сначала я полтора года проработал в Алтайском театре драмы. Но с театрами, как в любви: бывает, люди разводятся. По разным причинам: характерами не сходятся, тёща злая. На Алтае отношения сохранились прекрасные. Но было тяжело мне, человеку с Волги, жить в Сибири. В Саратове намного комфортнее.

Не буду лукавить, говорить, что всю жизнь мечтал сюда приехать. Но приятно, что всё оказалось таким, как я ожидал. И труппа хорошая, и отношение ко мне положительное, и город очень похож на мой родной. Когда я гуляю здесь по набережной, вспоминаю детство. Саратов находится недалеко от Нижнего Новгорода, где живут мои родители, и я могу чаще с ними видеться. Плюс отсюда проще доехать до Москвы, чтобы посмотреть последние спектакли, узнать, что нового происходит в театре.

Досье: Алексей Логачев
Родился 16 октября 1985 года в Нижнем Новгороде. Окончил ГИТИС. С сезона 2015/2016 - главный режиссёр Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева. В Саратове поставил спектакли «Отрочество», «Банка сахара», «Милый Сашенька».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах