aif.ru counter
49

А. Халилуллин. Смех - дело серьёзное

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Саратов 30/03/2011

Поклонники же «умного» юмора этот день могут отметить посещением сатирической премьеры «Чудо святого Антония».

О природе грустного и смешного корреспондент «АиФ - Саратов» беседует с режиссёром спектакля Ансаром Халилуллиным, не раз ставившим спектакли на сцене театра драмы им. И. А. Слонова.

Юмор - средство выжить

- В старину скоморох нёс социальную функцию, насмехаясь над властями. Сохранилось ли в современной культуре скоморошество?

- Вообще, смех - дело серьезное. Скоморошество было своего рода громоотводом, поскольку высмеивание «глупого богача» снимало часть недовольства в обществе.

Юмор был своеобразным оружием в борьбе с социальным неравенством, выполняя защитную функцию для тех, кто расположен ниже в общественной иерархии. Современные «скоморохи» ставят целью всего лишь извлечь из смеха средства к существованию.

Есть даже теория, что политический юмор возникает только при высоком уровне социального гнета, но, достигнув определённого предела, сходит на нет.

- Особенность отечественного юмора, в чём его отличие?

- Объяснить, что есть национальный юмор, так же сложно, как любовь или счастье. Есть такая замечательная формула: Юмор помогает не столько жить, сколько выжить.

Около года мне довелось преподавать актёрское мастерство в Корее. Вот у них там юмор несколько специфический. Может быть, я не всё понимал, потому что не знал языка. Но многое в них меня однозначно удивляло.

Например, недалеко от университета там была вся разрисованная детьми бетонная стена. Однако не в каждом рисунке корейских детей можно «увидеть солнце» - определённая натуралистичность иных сюжетов удивляла. Если бы такой детский рисунок появился в России, его бы, наверное, закрасили.

Зато порадовало, что в Корее не чувствуется пропасть между бедными и богатыми. И уличные столы и стулья не привязывают. Нет агрессии и тревоги. У нас же поздним вечером женщины ходят в сильнейшем напряжении, «мелкими перебежками», и не дай бог заметят, что следом идет мужчина… в Корее такого нет.

Зрителей держат за дураков?

- Как думаете, почему на эстраде и в кино шутки становятся всё ниже и ниже?

- Говорят, непристойность - душа остроумия, но на современной эстраде с остроумием явно тяжело, чаще одна непристойность.

Вот только вчера включил телевизор - в детское время ведущий передачи задается вопросом: что будет, если золотую рыбку скрестить с акулой? Меня удивляют хохочущие зрители, которых показывают в «аншлагах» и «кривых зеркалах».

Все же юмор должен быть «умным», а не «физиологичным». Понимаю, что реакция на плоские шутки, скорее всего, смонтирована. Будто бы нас, зрителей, держат за дураков, показывая, где именно надо смеяться. Причём все эти шутки ниже пояса доступны детям, которые готовы впитывать как хорошее, так и плохое.

А потом мы удивляемся: откуда у них взялись озлобленность, хамство, жажда удовольствий?..

Провокация святого Антония

- И всё же в театре набирает обороты «серьёзный» юмор. Чья тут заслуга? Может, зритель стал требовательнее?

- Лет 30 назад театр был совершенно иным, являясь неким глотком свободы. Очередную премьеру было принято обсуждать, спорить, делиться впечатлениями. Может быть, поэтому театр был и сильнее и основательнее?

Теперь же свободы хоть отбавляй - и в кино, и на ТВ - причем порой она оборачивается вседозволенностью и шутками на грани. Часто задумываюсь: а какова сегодня роль театра?

То ли перед ним задача поднимать какие-то остросоциальные проблемы, критиковать власть, то ли направить все усилия на поиск положительного героя.

Думаю, что театральный зритель должен чувствовать, что он не одинок в своих мыслях, жизненных ориентировках.

1 апреля в Саратове состоится премьера сатирической легенды, постановкой которой я занят последние два месяца, во многом эта пьеса о сегодняшнем дне. Тут у зрителя будет повод посмеяться над людьми, для которых на первом плане всегда материальное. Для героев спектакля все имеет свою цену, в том числе и человеческая жизнь, и любовь, и дружба. В пьесе много комичных моментов, но в целом есть о чем задуматься, и серьезно…

Умирает богатейшая тетушка, оставив родственникам наследство. И вот скорбящая семья уже готова предать тело земле, как появляется святой Антоний и предлагает воскресить усопшую. Что в такой ситуации оказывается важнее для героев, и чем этот сюжет может быть нам близок? А вот как раз это лишнее напоминание о том, что все мы чересчур увлеклись меркантилизмом.

Отсюда и торговля детьми, и заказные убийства, причем не только конкурентов или партнеров по бизнесу, но и близких людей. В эпоху чрезмерной «финансовой свободы» произошла трансформация общества, то есть его базовой шкалы ценностей. Человеческие ориентиры, на которые надо бы опираться, обесценились. Мы стали злее, агрессивнее и чувствуем себя сегодня крайне некомфортно…

Наша справка

А. Халилуллин родился в 1965 г. Закончил Российскую Академию театрального искусства в Москве, режиссер постановок «Третий лишний» Э. Брагинского, «Тартюф» Мольера, «Поздняя любовь» А. Островского, «Любовью не шутят» А. Мюссе, «Условные единицы» В. Никифоровов. Режиссерская работа в сериалах «Не родись красивой» (СТС), «Огонь любви» (1 канал), «Бывшая» (Украина).

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах