Примерное время чтения: 8 минут
436

С оголёнными нервами. Игорь Баголей - об отношениях, театре и кино

АиФ-Саратов № 21. "АиФ-Саратов" 20/05/2015

По ступенькам вверх

Наиля Кязимова: Игорь Михайлович, за 25 лет на сцене драматического театра вы сыграли более 60 ролей. Всех ли героев вам удалось понять до конца?

Игорь Баголей: Наверное, нет. Мне приходилось играть разные роли - комические, героические, любовные, большие и маленькие, сложные и лёгкие, близкие и не очень. Не все, так сказать, совпали с моей психофизикой.

Но я попытался передать им свой характер, дыхание, нервы. Ведь в людях сколько добра, столько же и зла. Всё зависит от того, в каких обстоятельствах оказался человек, кто находится рядом с ним и как он этим всем распоряжается. Все персонажи - простые люди, поставленные в разные обстоятельства жизни. Они действуют в своих историях и стараются добиваться некой правды. Мы ведь и в жизни ищем свою правду и хотим понять, для чего существуем. Сначала мы задаём этот вопрос себе. А потом оглядываемся на людей, которые вокруг. Совпадают ли наши ощущения жизни? В одну ли мы движемся сторону или ты идёшь куда-то назад - навстречу всем - и прохожие задевают тебя плечами?

- Хочется быть героем не только на сцене, но и в жизни?

- Иногда да, а иногда нет. Бывают дни, когда хочется быть сереньким и незаметным, спрятаться куда-нибудь в норку, чтобы тебя не трогали. Хочется, как в старом анекдоте, купить фанеры на всю зарплату, построить аэроплан и улететь куда-нибудь подальше.

Можно сказать, что многие вещи в жизни мы делаем вынужденно. Человек - существо ленивое и часто стремится к покою. Чувствую, что и я по натуре своей очень ленив. Ещё Оскар Уайльд говорил, что это качество свойственно человеку. Лень вообще двигает прогрессом: человек создаёт вещи, чтобы облегчить себе жизнь. Чтобы что-то сделать, приходится заставлять себя внутренне. Но у меня есть и внешний двигатель - моя супруга, благодаря которой я совершаю поступки, после которых наступают моменты подъёма. Она заставляет меня подниматься по ступенькам вверх, когда хотелось бы скатываться вниз. Всегда легче скатываться.

Палитра чувств

- Ваша супруга Любовь Воробьёва тоже актриса. Это вам помогает в отношениях?

- Я женился на однокурснице. Это потом уже получилось так, что мы оба пошли в театр. Помогает ли? Да, часто помогает. Она понимает сложности профессии - ситуации, которые складываются в моей жизни, связанные с театральной деятельностью.

Понимает мои отношения с коллегами, партнёрами, руководством. Естественно, что у нас некая общая в этом отношении жизнь. Мы часто помогаем друг другу, идём на выручку. Ведь всякое бывает в жизни: радости, печали, обиды, огорчения, раны, нанесённые кем-то неумышленно, а что ещё больнее - умышленно. И я уверен, что не смог бы со всем этим справиться, если бы рядом со мной не было моей Любви.

- А бывает такое, что вы ревнуете друг друга к партнёрам по сцене?

- Конечно. И такое бывает. Мы же живые люди. У нас, как и у всех, есть эмоции и инстинкты. Естественно, что вся палитра чувств есть внутри у каждого человека. Но у кого-то она более развита, у кого-то - менее. Актёры - люди с оголёнными нервами и чувствами. И порой мы кажемся сумасшедшими со стороны. Ярко проявляем свои эмоции. В этом отношении мы близки к итальянцам.

- Ваша старшая дочь Маргарита тоже актриса. Вы с женой были против того, чтобы она шла по вашим стопам?

- Да, мы этого не хотели. Ещё в пятилетнем возрасте она сыграла мою дочь в спектакле у Петра Штейна. Потом Валентина Ермакова приглашала её на свои дипломные спектакли.

Но мы не стремились вырастить из неё актрису. Мы понимали, что это сложная профессия, в которой нужно везение. А ведь удача - это синяя птица. Попробуй, поймай её за хвост! Мы не хотели тянуть дочь за собой, помогать, подталкивать снизу. Когда она поступила на театральный факультет, мы были категорически против того, чтобы она оставалась в саратовском театре. Ей нужно было «улететь из гнезда», найти свою дорогу. Ведь ценный опыт можно получить только пройдя свой путь и набив шишек. Нельзя вырастить идеальную актрису в оранжерее или теплице. Маргарита сейчас работает в Нижнем Новгороде в театре драмы. Она хорошо играет. Часто звонит. И по телефону мы пытаемся ей что-то подсказать, помочь, поддержать в тяжёлые времена. А ведь сложно всегда. Хочется, чтобы получалось всё и сразу. Но так не бывает.

Войти в кадр

- У ваших студентов в начале обучения какое представление о профессии актёра?

- Некоторые приходят случайно - не понимают, где находятся и чем им придется заниматься в будущем. Они видят вывеску: «Актёрская школа. Театральный институт».

Но далеко не все осознают, что это за труд. Есть и те, кто до поступления никогда не был в театре! Конкурс сегодня не такой уж и большой по сравнению с тем, как было раньше. Особенно мало приходит юношей. Поэтому бывает сложно кого-то отобрать. Но нам пока везёт. Нас дети радуют. Они уже начинают осваиваться и взрослеть. У многих проглядывается своё внутренне отношение к тексту и персонажу. Они пытаются пропустить их через себя. И уже осознают, насколько тяжела профессия актёра. Их учёба длится с утра до вечера. Иногда бывают ранние выезды и задержки допоздна. Родители приходят, интересуются, встречают. Студентам приходится много трудиться. Это некий уход в состояние полной погружённости в обучение. Ты или учишься, заставляя себя, или бессмысленно теряешь время.

- Можно сказать, что студенты сегодня больше стремятся в кино, нежели в театр?

- Есть такие ребята, которым хочется быстрее получить диплом, чтобы уехать в Москву, бегать по кастингам, пытаться прорваться... Им кажется, что Москва только их и ждёт и именно такого лица не хватает на большом экране!

Бывают случайности, когда в кино попадают люди, мимо которых пройдёшь по улице и не заметишь, не будь они артистами. И многие студенты, смотря на них, думают: «А почему не я?». И каждый надеется и стремится. Но некоторые хотят остаться работать в саратовском театре. Есть и те, которые готовы находиться, где угодно - была бы работа. Сейчас же нет распределения, как раньше. Студенты абсолютно свободны в своих действиях после получения диплома. И наши выпускники работают в ряде городов. За свой многолетний труд мы познакомились с многими режиссёрами. И мы, конечно, используем свои связи, просим обратить на наших ребят внимание. Ведь иногда нужен чей-то звонок. Не без этого.

- Вас приглашали в Москву, вы сыграли в нескольких сериалах. Отличается ли актёрская работа в кино от театральной?

- В кино у меня не было серьёзных ролей. Как правило, я играл бандитов, милиционеров. В последнем сериале, который сейчас на подходе, я не только крутой бандит, но и убийца. Оплата за участие в съёмочном дне была равноценна моей месячной зарплате в театре.

Но таких дней было не так уж и много. Приходилось ездить из города в город, успевать и тут сыграть, и там. Это совсем другой круг общения, другой принцип актёрской игры. Но если тебя взяли на роль, то уже знают твой типаж. Переезды, сбор площадки, настройка света, нанесение грима... Там очень долгий подготовительный период, в течение которого приходится сидеть и ждать. В любой момент тебя могут вызвать на площадку, и нужно быть готовым войти в кадр и сыграть свою роль.

Уличные сцены снимают днём, а те, что в квартире, чаще всего снимают ночью. Физически тяжело. Но это интересный, захватывающий процесс! И он сильно отличается от театрального. Нужно прожить на съёмочной площадке кусочек жизни и быть чуть скромнее в средствах выражения - эмоциях, жестах, мимике. Ведь камера всё замечает. Это не театральная сцена, с которой тебя должны услышать и увидеть на последнем ряду.

Досье: Игорь Баголей родился 6 мая 1965 года в Луганске. В 1990 году окончил театральный факультет Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова и поступил на работу в Саратовский академическом театр драмы им. И.А. Слонова. Снимался в телесериалах «Парижане», «Эра стрельца», «Адвокат», «Мент в законе 5», «У неба на краю», «Я хочу, чтобы меня любили».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах