Имя этой женщины по сей день на слуху у десятков опытных летчиков. Ее называют «человек- эпоха» - потому что стояла у истоков гражданской авиации; «человек-легенда» - потому что служила в легендарном полку Марины Расковой и просто Человек с большой буквы - потому что вопреки всем жизненным трудностям Валентина Статнова-Дорошек сумела сохранить в своем сердце любовь и уважение к людям.
Пилотом стала за компанию
- Никогда бы не подумала, что стану летчицей, - признается собеседница. - На своем веку мне приходилось быть и «ночной ведьмой», и ангелом-хранителем.
Валентина Статнова родилась в многодетной семье почтового работника и телефонистки. С малых лет была наставницей для младших братьев и сестер, незаменимой и безотказной помощницей для родителей. Год ее рождения пришелся на суровое время, и не будь молодой организм так вынослив и силен, не перенес бы столько испытаний, которыми судьба «одаривала» как из рога изобилия. Противостоять им помогала любовь к родным и близким, а кроме этого - к профессии, наполнившей жизнь незабываемыми ощущениями.
- И ведь что интересно, - продолжает гость нашей редакции, - не дававшая себе слабину в самые сложные моменты, я плакала навзрыд при мысли, что когда-нибудь перестану летать.
Из Вольского педучилища, в которое Валентина поступила с целью получить диплом учителя младших классов, она вынесла умение разбираться в детской психологии, что пришлось довольно кстати не в первой учительской практике - ее не было, потому что накануне выпуска в училище приехали пилоты из Ростова, которые занимались агитацией и пропагандой профессии летчиков, - а в работе наставника молодых курсантов. Кто бы мог тогда предположить, что красивая форма ребят произведет такое впечатление? Глядя на статных «гостей», Валина подруга враз решила: пойдем в авиацию! И написала два заявления своей рукой.
Вот так в 1937-м году Статнова была зачислена в летное училище в Батайске, которое затем перевели в Тамбов. Самые сильные впечатления, вынесенные из студенческих лет, были связаны с первым вылетом в небо.
- Наглоталась воздуха, сидя в открытой кабине самолета, но страха не почувствовала, - говорит теперь уже ветеран труда.
Однако этот день запомнился еще и потому, что стал последним для одной из сокурсниц:
- Самолет разбился прямо на моих глазах, да так, что сердце в груди екнуло.
Никто из молодых девчат тогда не думал, что так называемая романтика выбранной профессии настолько сопричастна с риском для жизни. Нервы порой не выдерживали, многие бросали учебу, а Валентина, уже влюбленная в синь небесного купола, отступать не стала. Настораживало ее только одно: почему врачи так долго не допускали к прыжкам с парашютом. «Сердечко у тебя хорошее, - говорили они, - ты бы его поберегла».
Но прыжок, наконец, состоялся. С открытой плоскости самолета, получив разрешение инструктора, девушка не без волнения шагнула в пропасть, разделяющую мечту с ее воплощением.
- Трудно передать те ощущения, которые испытала в тот момент, но важно другое: они остались в моей памяти навсегда, - с улыбкой признает Валентина Ивановна. И цветной парашют, раскрывшийся тогда над ее головой, стал отличным подтверждением усвоенного курса.
В 40-м году Статнова, окончив летное училище, начала инструктировать молодых пилотов. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая жизнь, если бы не война.
Суровый учитель
Двадцатидвухлетняя летчица оказалась в числе сверстниц в формировавшемся тогда под Энгельсом полку легендарной Марины Расковой. Чуть позже фашисты окрестят их «ночными ведьмами»: отважные девчонки летали в тыл врага на бесшумных самолетах с подвешенными бомбами, а делали это ночью, чтобы противника застать врасплох, но он не мешкал. Попадет одна из них в плен, сорвут с нее шлемофон, а из-под него растекутся по плечам длинные пряди волос… Сколько их, таких молодых, погибло в то время - теперь уже не сосчитать. Сама же Валентина в 41-м от полетов была отстранена по причине рождения первенца. Но уже в 42-м году она вернулась в небо. Этот период жизни вновь был связан с подготовкой молодых курсантов. Одни осваивали дело с ходу, другие пасовали перед трудностями, которые чаще всего были связаны со страхом перед зияющей пустотой, разверзающей свою пасть под крылом самолета.
- Помню, был у меня такой паренек, который никак не мог сам полететь. Поднялась с ним в последний раз в воздух, а тут возьми да сломайся винт у самолета, - рассказывает гость редакции. - И будь курсант за штурвалом, разбился бы наверняка.
Главное в таких случаях - не растеряться. Этому Валентину Ивановну научила практика.
- Работая в Магнитогорске, - продолжает рассказ собеседница, - получила от командования приказ доставить неисправный самолет вместе с двигателями на ремонт в Свердловск. И вот с одним из моторов вместо второго пилота за спиной я отправилась в путь. Под Курганом в баке закончилось горючее и пришлось делать вынужденную посадку. Катапультироваться я не стала. Что тогда оставалось? Сбив две березки - они-то и спасли мне жизнь - посадила самолет. А сопровождающие, покружив над местом приземления и решив, что я погибла, продолжили свой путь. Спасибо ребятишкам, которые пасли поблизости коров. Кричу им: русская я! Они насторожились и не верят. Потом приютили в своем стане, а через несколько часов подоспела квалифицированная помощь.
Новый этап жизни
В 47-м году она вместе с маленьким сыном перебралась в город Красный Кут Саратовской области. Здесь с открытием летного училища гражданской авиации начался новый этап ее трудовой биографии и личной жизни. Будучи хорошим инструктором и тонким психологом, Валентина Статнова-Дорошек выпустила не один десяток молодых пилотов, научила их понимать и чувствовать технику, привила любовь и уважение к бескрайней высоте. Здесь же в КЛУГА судьба свела ее с будущим супругом. Первый погиб, оставив на ее руках маленького Володю. Второй муж тоже оказался летчиком, а азам их общей профессии его научила жена.
В их совместной жизни больше не будет скитаний и испытаний, их прочно свяжет любовь к училищу, небу, друг к другу и детям.
- Когда родился Саша, мы с Мишей решили, что мне пора уходить на заслуженный отдых. Но первое время, будучи на пенсии, я дико тосковала по своей профессии. Никак не могла привыкнуть к мысли, что больше не увижу Красный Кут с высоты летящего самолета, что больше не будет захватывать дух от переполняющего легкие холодного воздуха, не загляну в слегка растерянные перед первым полетом глаза курсантов и не почувствую их восторга после первой посадки. Но раз не вернуть мои года, так и грустить о них не надо, - завершает беседу Валентина Ивановна.
Жизнь продолжается. И она по-прежнему связана с Краснокутским летным училищем. Были пилотами мужья, не остались в стороне от летной карьеры дети и внуки.
Досье: Валентина Статнова-Дорошек родилась в Вольске в 1919 году. Лейтенант запаса, налетавшая на ПО-2 и АН-2 более 3600 часов, ветеран училища и заслуженный работник. Отмечена многими правительственными наградами.