Накануне Дня медицинского работника гостья редакции «АиФ - Саратов» рассказала о том, с какими трудностями ей и ее коллегам приходится сталкиваться в работе и почему она не спешит с трудоустройством в городе.
Ехала не за миллионом
Татьяна Волченко: Светлана, в то время как многие молодые врачи интересуются вакансиями в ведущих клиниках Саратова, вы отправились в сельскую местность. Как так получилось?
Светлана Захарова: Вышла замуж за сельского парня и уехала с ним в Александровку, но работать продолжала в 1-й Городской больнице Саратова, куда устроилась по окончании мединститута. Когда пришло время определять малыша в детский сад, я перевелась в медучреждение Багаевки, то есть поближе к дому. А вскоре появилась федеральная программа «Земский доктор», и главврач посоветовала мне воспользоваться случаем - так я стала врачом-«миллионером». Вопрос «На что потратить деньги?» был решен сам собой. Мы вложили деньги в новострой (который на тот момент был еще на уровне фундамента), и вот уже почти год живем в новой квартире. Однако место работы я решила пока не менять.
- Не раз приходилось слышать о том, что в районных больницах зачастую нет даже элементарных валидола с анальгином, не говоря уже о дорогостоящих препаратах и оборудовании. Чтобы попасть на прием к врачу, нужно выстоять многочасовую очередь… А как обстоят дела в Багаевке?
- С лекарствами у нас все хорошо. И дорогостоящие препараты бывают, некоторые выписываем специально для конкретных пациентов. А заминки с поставкой медикаментов не исключены и в городских клиниках. Основные методы исследования мы проводим в своей лаборатории. Если нужны дополнительные анализы, направляем больных в Красный Текстильщик - там лаборатория посолиднее нашей: кроме основных, можно делать дополнительные анализы. Там же есть рентген, наша больница таким аппаратом пока не располагает.
Коллектив у нас сплоченный, много опытных специалистов, некоторые из них раньше работали в «скорой помощи». Есть свой гинеколог, зубной врач, педиатр и два терапевта, один из них - на участке (кстати, тоже «миллионер»), а я работаю в стационаре дневного пребывания. Оказываем медицинскую помощь жителям не только Багаевки, но еще и Александровки и Красного Текстильщика.
Дело не в расстоянии
- К слову о неотложной помощи. А если вдруг - экстренный случай? Как пациентам добраться из одного села в другое на прием к врачу?
- Нас выручает «скорая помощь» из Красного Текстильщика. Расстояния между населенными пунктами не очень большие: от Багаевки до Александровки 2 км, до Красного Текстильщика - 12-14 км. Автобусы ходят каждые 20 минут. Да и машины есть почти в каждом дворе, так что добраться до больницы - не проблема. Правда, дороги отвратительные, асфальтовое покрытие не менялось уже несколько лет. Все спасение - в заплатках, которые ставят по весне.
- Сельчане бережно относятся к своему здоровью?
- Одни ложатся в стационар каждые три месяца - на обследования и дообследования, другие просто не обращает на свои болячки никакого внимания. Отношение к здоровью зависит не от места жительства, а от личностных приоритетов.
Наши пациенты - это в основном люди пенсионного возраста. Молодежь стремится уехать в город. И там же зачастую обращается за медпомощью, чтобы лечиться без отрыва от производства.
- А может быть, сказывается недоверие к специалистам районных больниц?
- Не всегда. Это во многом зависит от врача и его отношения к своей работе. Ко мне, например, обращаются жители не только вышеназванных населенных пунктов, но еще из Березиной Речки, хотя из этого села гораздо проще добраться до Саратова.
- Теперь-то многие трудности вас наверняка перестали смущать. А что вам, городскому жителю, особенно бросилось в глаза, когда приехали в село?
- Будучи школьницей, я каждое лето гостила у бабушки в деревне, поэтому с местным укладом жизни хорошо знакома. Разница только в людях. Все-таки в городской больнице пациенты ведут себя более агрессивно, возбужденно. Горожанин приходит к врачу за консультацией и рецептом, а сельчанину важно еще поделиться бытовыми проблемами, поинтересоваться нашими делами и настроением. Здесь нас любят, уважают, в знак благодарности нередко посвящают стихи.
Кадровый голод
- Светлана, как вы думаете, миллион - достаточный стимул для того, чтобы утолить кадровый голод на селе?
- Кардинально изменить ситуацию в скором времени вряд ли получится, но сдвиги уже есть. И вот яркое тому подтверждение. Когда я устраивалась на работу, врачей не хватало не только в Багаевке, но и в Красном Текстильщике. Поэтому первый год мне приходилось работать на две больницы: три дня - здесь, три дня - там. Было очень тяжело и для меня, и для больных людей. Сейчас в больницу Красного Текстильщика устроились два молодых врача (тоже «миллионеры»), и все вздохнули свободнее.
Программа - хорошая, если ее продлят, будет здорово. Ни для кого не секрет, что сегодня сельчан обслуживают медики пенсионного или предпенсионного возраста. Еще 2-3 года - и ситуация будет критической, потому что после института в село никто не хочет идти работать за идею. А миллион рублей - это серьезный стимул. Если раньше молодежи вместе с дипломом полагалось распределение и соответственно жилье, то теперь - кто как устроится. Лет 30 назад в редком медучреждении не хватало того или иного специалиста, штаты были полностью укомплектованы. Теперь остается только руками разводить. Так, к примеру, в нашей больнице катастрофически не хватает хирурга. Было бы неплохо организовать хотя бы несколько часов приема в неделю. И здесь все упирается не просто в нехватку кадров - уместнее говорить об издержках сельской медицины в целом. Всякий раз приходится отправлять пациентов в соседние либо областную клиники. Хорошо, что люди относятся к проблеме с пониманием.
- Вам наверняка приходится работать сверхурочно?
- Без этого - никак. На каждого из врачей сейчас приходится по 20 пациентов, а ведь каждый из них - это не просто 15 минут внимания в день, это еще и бумажная работа. Мой рабочий день начинается с обхода больных. Измеряю всем давление, расспрашиваю про самочувствие, а затем приступаю к изучению историй болезни вновь поступивших на лечение (их бывает до 5 человек в день), смотрю анализы, по необходимости назначаю дополнительные обследования, даю указания медсестрам. В кабинете фактически не сижу. А домой возвращаюсь не раньше 5 часов вечера, зачастую - с кипой бумаг для ознакомления.
- Сейчас в областном центре нередко появляются объявления о наборе специалистов для работы в развитых европейских странах. Нет желания практиковать за рубежом?
- Нет. Во-первых, не могу оставить своих пациентов; во-вторых, ребенку скоро в школу. Какая тут заграница? А карьеру можно сделать и дома. Село - это не значит глушь. Здесь такие же медики и такие же пациенты, просто больница территориально чуть дальше от города.