Примерное время чтения: 7 минут
100

А. Щербаков: «Выход из кризисов - через доброту»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Саратов 15/09/2010

Самая чистая профессия

- Андрей Александрович, как становятся зрелым скульптором?

- Хороший скульптор должен быть умудрен годами. Как говорили греки, «Скульптор - после сорока». Только к этому возрасту появляется понимание жизни, начиная с самых простых вещей: любви к родителям, к женщине, к ребенку... На основе этого художник, собственно, и работает. Всё мое творчество о любви, доброте, благодарности, человеческой личности, как это ни банально звучит. Очень хочется передать это понимание другим людям.

А престижное художественное образование человек, обладающий, естественно, талантом, может получить в 2-х московских и 2-х питерских вузах. И затем, имея знания и определённые навыки, он возвращается в родной город. Понятно, что серьезные заказы не сразу появляются, поначалу работа может даже показаться несколько рутинной. Взять хотя бы великого Родена - он начинал с того, что делал лепнину: всякие фресочки и «завиточки». Но если человек обладает неким внутренним стержнем, то начинает работать над любым заказом творчески. На мой взгляд, в художнике самое главное - его созидательный багаж, а заказы могут быть, а могут и не быть. К иному зайдешь в мастерскую и не увидишь ни одной творческой работы, одна «заказуха». Истинный же художник должен иметь собственное творческое лицо, по которому его могут опознать. Если этого нет, то никакое высшее художественное образование не поможет. Художник - это тот, кто не может не творить. И им движет не тщеславие, не желание получить деньги, а исключительно любовь к прекрасному. Я уверен, что профессия художника самая чистая на земле!

Общество потребителей зла

- Куда движется современное искусство?

- Этого вам не скажет ни один искусствовед. Сейчас наше общество превратилось в общество потребителей. Все только и ждут друг от друга чего-нибудь и вытягивают. Правда, отдавать тоже никто не спешит. Перед тем, что называется современным искусством, стоит одна задача - заработать «бабки», создать товар, который пользовался бы спросом. Для чего нужно найти необычный способ его продажи, играя в «нечто умное»... На первый план вышли такие художественные явления, как перфоманс и инсталляция, где идёт подмена одного вида искусства другими.

Свобода самовыражения - великое достижение. Жаль только, что в результате преуспели бездари, утверждающие: «Я так вижу, я так понимаю». Тех, кто пытается критиковать, тут же обвинят в попрании свобод. И мир захлестнули китч, порнография и насилие. Искусство, ценность которого определяется «золотым тельцом», - самообман и продавцов, и покупателей.

Ведь сделать что-то прекрасное сложно, оно возникает не на пустом месте. Все изыски авангардного искусства Пикассо или Шагала построены на глубоком понимании гармонии и прекрасном художественном образовании. Подлинным искусством можно считать лишь то, что другой не сможет повторить. Только когда художника ведет провидение, выраженное в глубочайшей духовности человеческой личности, наверное, и возникает то, что останется навсегда. И самый объективный судья в этом спорном вопросе - время. Из ничего, буквально из земли, создаются шедевры, которые спустя десятилетия стоят миллионы долларов. При этом нередко их авторы умирают в нищете. Наверное, потому, что мысль творцов опережает время.

- Что должно нести людям настоящее произведение?

- В первую очередь важен посыл, то, чем наполняет скульптура окружающую среду. Если это деструктивная энергия, выражение зла или восхищение злом - мне это не нравится. Не признаю за злом право на искусство. Это антиискусство. Оно сегодня захлестнуло мир. Я придерживаюсь того принципа, что «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Только гений может позволить себе быть добрым и благодарным...

Сегодня негативное практически заняло все пространство. И прекрасному всё меньше места. Ни в человеческих взаимоотношениях, ни в искусстве. Поэтому я, наверное, старомоден, потому что по-прежнему считаю, что искусство начинается там, где начинается человек и заканчивается животное.

В 90-е люди потеряли чувство стоимости предметов. И не заметили, как стали их рабами. Разве может стоить «хрущевка» тысячи долларов? Разве может так обесцениваться труд, так обесцениваться человеческая жизнь? Что может остановить человеческую алчность, которая захлестнула через край многих из нас? Лишь доброта и благодарность укажут нам выход из этого, или большинство погибнет. Россия выйдет из «эпохи перемен» только через доброту.

Каждую легенду - воплотить в камне

- Саратов теряет свой исконный колорит. Тут и там появляются какие-то странные «фигуры». Как городу сохранить лицо?

- Раньше, когда я был помоложе, больше любил «покритиковать». С возрастом понял, что у каждого могут быть обстоятельства, которые не позволяют раскрыться даже крупному мастеру - чаще всего это влияние заказчика. Ведь приходят и говорят: «Видел там-то и там-то, хочу сделать также». А зачем повторяться? Ведь можно сделать что-то абсолютно новое. Примеры тому - «Памятник студенту», «Сердце губернии» - ни в одном российском городе вы ничего подобного не встретите. Это скорее в европейских традициях выражать философию в абстрактных формах. Взять название «Сердце губернии» - на самом деле это сердце города. Все общественные, финансовые потоки стекаются сюда, к дому правительства, работает мощнейший механизм.

Чтобы Саратов имел свое лицо, городская пластика должна взаимодействовать с пространством, дополняя его и обогащая. Чаще всего подход иной - порой памятник просто нужно куда-нибудь «пристроить». Или взять памятник Федину, который был бы очень хорош во дворе одноимённого музея. Поскольку он слишком камерный, а потому «не держит» площадь, на которой стоит. Там должна быть очень крупная вещь, шестиметровая. Удачный пример подобной работы - бюст Радищева у художественного музея. Делал оба памятника один и тот же автор - Кибальников, ваявший Чернышевского и Ленина. Известный памятник Маяковскому в Москве - тоже его. Но Чернышевский органично вписался в архитектурную среду города и давно стал его символом.

В любом городе туристические маршруты строятся таким образом, чтобы познакомить людей с местными легендами. У нас их, кстати, предостаточно. Есть, например, легенда о соколе, который спас девочку из пожара. Жил он на Соколовой горе и все жители местной деревни его знали. Однажды селение загорелось, сокол бросился вызволять из огня девочку. Ребенка спас, а сам сгорел заживо. По-моему, можно на эту тему сделать сильнейшую вещь! Есть ещё легенда о саратовском купце, который создал городской парк; в революцию он потерял все свое состояние, но люди его кормили за то, что он сделал. Известна даже фамилия этого человека. Когда человек делает что-то для людей, все возвращается сторицей. И еще тема: пока у нас нет ни одного памятника великим землякам - Петрову-Водкину, Борисову-Мусатову, Павлу Кузнецову. Саратов имеет право на памятники личностям мирового масштаба!..

Наша справка

А. Щербаков родился в Саратове в 1965 г. С 1995 г. член Союза художников России. Автор «Памятника студенту», «Сердца губернии», памятников Разумовскому (первому ректору СГУ) и политруку Клочкову. А также приза победителям международного кинофестиваля «Саратовские страдания», проходящего 11-17 сентября в Саратове.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах