Астрономическая весна еще не вступила в свои права, но дыхание ее уже ощутимо. Какую лепту это время года вносит в планы творческих личностей, и о чем мы забываем в суете повседневной жизни?
На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ - Саратов» ответил художественный руководитель академического театра оперы и балета Юрий Кочнев. Кроме этого, главный дирижер Саратова, недавно отметивший свое 70-летие, рассказал о подготовке к юбилейному Собиновскому фестивалю.
Время учит способных учеников
- Первое полугодие для вас выдалось урожайным на юбилеи. Как вы относитесь к праздникам?
- К личным - довольно спокойно, а к общественным - с должной ответственностью, прекрасно понимая, что дарить людям праздник - часть моей профессии. Каждый выход артиста на сцену требует колоссальной внутренней концентрации. И зачастую публика не представляет, насколько бывает сложно исполнить хотя бы одну арию в концерте. Кажется: вышел вокалист и спел...А если не удалось?! Исполнить арию куда сложнее, нежели выступить с партией в спектакле: если первый акт не задался, ошибку можно исправить во втором. А тут всего 5 минут, и выложиться нужно на все сто. Такова специфика работы и дирижерского труда - в том числе.
- Волнуетесь перед выходом на сцену? О чем думаете, надевая фрак и бабочку?
- Я волнуюсь больше за то, чтобы положили нужный нотный материал и не перепутали порядок номеров. Волнуюсь, если изменился ход программы, а ведущий не дай бог об этом не знает... Плюс сопутствующие дела, которые отвлекают внимание и гасят личный эмоциональный фон.
- А приход весны как-то сказывается на ваших творческих планах?
- Не больше, чем на планах большинства людей. И осень, и весна, и лето мне одинаково приятны. И в любое время года мне нравится бывать на море. Бывает, вырвешься туда дней на 10 зимой, и лета потом легче дожидаться. Вот так годы и летят.
- Говорят, время - лучший учитель...Чему оно научило вас?
- Время - лучший наставник для способных учеников. Иной человек может учиться всю жизнь, а результат будет все равно никакой. Любой творческой личности время дарит определенный опыт. Моя профессия требует крепкого здоровья и больших моральных затрат. Ведь дирижеру нужно не просто организовать оркестр, а вдохнуть в него жизнь. Молодому и неопытному человеку это вряд ли удастся.
Фестиваль откроет Чайковский
- Есть ли что-то на сегодняшний день, что осталось пока нереализованным?
- Нереализованным остается то, что находится в планах завтрашнего дня следующего месяца будущего года...А если говорить серьезно, мои мысли на сегодняшний день заняты подготовкой к Собиновскому фестивалю и постановкой оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй».
- 25-летие Собиновского фестиваля - культурное событие, как минимум, общероссийского масштаба, и вы имеете к нему самое непосредственное отношение. Сильно прикипаете душой к чему-либо?
- Да, если говорить о работе, планы которой мне диктует жизнь. Текущий год, например, объявлен Годом русской истории и, думаю, было бы уместно открыть 25-й Собиновский фестиваль кантатой Чайковского на 200-летие со дня рождения Петра Великого. Это произведение не звучало в России 55 лет. Его исполняли в 57-м году бывшего столетия, но звучало оно с чужим текстом, потому что коммунистической идеологии подлинник был чужд. Саратов же услышит кантату в своем первозданном виде.
- Юрий Леонидович, о чем, на ваш взгляд, мы забываем в суетности жизни?
- Все мы забываем и вспоминаем о чем-то по-своему. Но, думаю, что каждому из нас не помешала бы преемственная память, то есть память, не лишенная признательности предков. Лично для меня очень важен огромнейший пласт нашей выдающейся музыкальной культуры, основоположником которой является Михаил Глинка. Именно он положил начало русской оперной школе.
Досье: Юрий Кочнев родился в 1942 году. Народный артист РСФСР (1990), лауреат Госпремии РФ (1995), действительный член Российской академии искусств.