Примерное время чтения: 6 минут
197

А. Учаев: «Взлетайте, сочиняйте, ищите перспективы…»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Саратов 09/03/2011

Своими мыслями с читателями «АиФ - Саратов» на этот счет делится народный художник России Анатолий Учаев.

Как упадут, так и поднимутся

- Анатолий Васильевич, не каждый художник в своих работах вскрывает общественные «нарывы». Почему?

- Ещё в конце 80-х у меня родилась идея триптиха «Красные ворота». Это вообще характерный для России цвет - издавна у нас и девица красна, и солнышко, и угол… Мы ведь народ самодостаточный и противоречивый: кто-то ворота открывает, а кто-то - изо всех сил закрывает.

Но есть среди нас и совсем иные люди. Я бы назвал их подвижниками - им-то как раз эти ворота нужны, чтобы взметнуться на крыльях, громко заявив о себе. Но размах у таких людей, как правило, на порядок шире, чем обычные ворота, и уже на старте крылышки обламываются либо о верхнюю перекладину, либо о врытые в грунт столбы... Именно такая ситуация в стране была 20 лет назад.

В итоге ворота совсем развалились, и что нам с ними теперь делать? Устремиться в объятия всего мира, либо починить и захлопнуть на засов?

Сегодня все во многом даже ещё хуже... Наши таланты, чувствуя себя дома невостребованными, уезжают из страны, поскольку кто здесь станет хотя бы с помощью искусства возрождать державу?

У меня в этой связи родилась заключительная картина триптиха - «Зов». Те же крестьяне, но уже в джинсах, сооружают некую символичную конструкцию, чтоб подняться над землей.

Как-то пришли ко мне в мастерскую школьники на экскурсию. Одна девчушечка возле этой картины стоит и плачет… Я не пойму, в чем дело? А она: «Там же проволочка, на которой всё держится, тоненькая алюминиевая, не выдержит - и дяденьки упадут…» На что я ответил: «Как упадут, так и поднимутся». Об этом, кстати, даже по радио говорят. Многим стало понятно: пока Россия сама себя с колен хотя бы не приподнимет, никто не поможет и прежнего величия не будет.

Не наступить на те же грабли

- Сегодня на Западе появился термин «хищное творчество». Не съест ли оно все светлое и хорошее, чем всегда славилось наше искусство?

- Жаль, сегодня зрительский эффект от картин обесценивается чуть ли не на глазах. Но я убежден, по-прежнему человек имеет право писать для других, только пройдя все ступени художественного образования - от детской изошколы до специализированного вуза.

Хотя Интернет и компьютерные технологии пытаются навязать нам «шедевры», созданные за 2 часа не имеющими художественного образования «мастерами». Тогда у многих возникает вопрос - а зачем убивать годы на создание полотна? Зачем тратить такие средства на подготовку этих самых живописцев?

Между прочим, Европа на этом уже обожглась, отказавшись в свое время от системы художественного образования, которая в России пока держится. Магия нашей культуры очень притягательна для Запада до сих пор. Их восхищает, как мы поем, как танцуем, как пишем картины.

В результате кто сейчас главный художник в Ватикане? Россиянка, закончившая московский художественный вуз. Последний парадный портрет королевы Великобритании писал тоже русский художник.

Увы, скоро и мы наступим на эти же грабли. Посмотрите - все время идут попытки что-то изменить в сложившейся системе образования, и не только художественного. Но удали хотя бы одно звено из цепочки - будь то детские музыкальные или художественные школы, - и начинается чехарда.

Что далеко ходить? Когда-то по соседству с Радищевским музеем была детская художественная школа. Но кого-то, видно, очень заинтересовало помещение в центре города, и заговорили, что здание, дескать, аварийное. А что в итоге? Детей отправили учиться в Заводской район, здание который год пустует и разваливается. Причём из-за нового месторасположения многие родители решили своих детей из живописи забрать.

Многих, естественно, волнует безопасность ребенка. Центр города совсем другое дело - здесь же рядом консерватория, оперный театр и музей Радищева, то есть место, можно сказать, намоленное. Хотя бы из уважения к памяти Боголюбова, открывшего в Саратове художественную школу, можно было её сохранить.

Тем не менее, творца российского не остановишь никогда, попытка взлететь будет всегда. А потому есть надежда остаться в мире уважаемым государством, уважаемыми людьми. Я призываю своих коллег и учеников - взлетайте, сочиняйте, ищите перспективы на здоровое, умное, красивое. И порой вопреки существующей жизни все это показывать. Хотя задача эта одна из самых сложных.

Боль за деревню

- Что, по-вашему, более всего волнует новое поколение?

- Буквально на днях встречался с преддипломниками художественного училища. Одна девушка задумалась вслух: «Мечтала в дипломе рисовать родную деревню, а за время моей учёбы в городе та совсем развалилась, явно туда больше не вернусь. Как теперь быть с темой диплома?» Отвечаю: «Вот и напишите детские воспоминания, когда вы там жили и были счастливы: крепкие дома, хозяйство, природу, в конце концов. А распад и увядание не надо, на это все уже насмотрелись».

У молодых, приезжающих в город со всей области, жгучая тоска по тому, что они видели в детстве. Это нечто новое, то есть ностальгическая интонация у молодёжи появилась впервые. Боль за деревню, даже тоска какая-то...

Когда предлагаю: возвращайтесь, поднимайте малую родину, отвечают: куда? Больницы нет, школу закрыли, магазин за несколько километров, соседский дом развалился, да и родной доживает последние дни… Таких мыслей у подростков раньше не было. Притом, что во времена их детства процесс разрушения уже шёл, что же тогда они видят там сегодня, если их так за живое задевает?

С другой стороны, замечаю, особенно последнее время, в иных молодых людях какая-то агрессия жуткая появилась. И знаете, можно проследить эту динамику, пусть даже на примере Набережной. Лавки тут стояли, решетки ажурные, вазоны - все разрушили. Хотя шпаны во все времена хватало. Но раньше можно было сказать - вон того с фиксой обходите лучше стороной. От нынешних же дорогим парфюмом пахнет, одеты все с иголочки. Такие вот дети нашей «элиты» - разворачивают все вокруг с корнем. Откуда у благополучного и сытого поколения такая тяга к разрушению, может, от родителей?..

Наша справка

Анатолий Учаев родился 10 февраля 1939 года. В 1964 г. окончил Саратовское художественное училище, в 1970 г. - Ленинградский художественный институт им. И. Е. Репина, действительный член РАХ, лауреат Государственной премии РФ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах