Примерное время чтения: 7 минут
144

Т.Гродскова: Музей не стареет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ - Саратов 08/09/2010

В связи с этим корреспондент «АиФ - Саратов» встретился и задал несколько вопросов человеку, посвятившему 35 лет старейшему художественному собранию России - музею Радищева.

Первые - на международный уровень

- Тамара Викторовна, что изменилось в Радищевском за последнюю четверть века?

- Любое общество может развиваться двумя путями: тратить средства на культуру, образование и спорт - либо на строительство больниц. Поскольку не обладающие достаточным уровнем духовной и физической культуры люди не могут вести здоровый образ жизни. И тут неминуемо возникают пороки и болезни, с которыми обществу приходится бороться.

Музей же - это тот культурный очаг, развитие которого способствует воспитанию общества. И, несмотря на то, что последнюю четверть века страна переживала серьезные перемены, Радищевский последовательно развивался. Во многом благодаря вечному стремлению его коллектива к чему-то высокому, на первый взгляд, недостижимому.

Знаковой точкой отсчета стал 100-летний юбилей музея. Тогда, в 1985-м, мы впервые организовали замечательную выставку картин Третьяковки, Русского, Пушкинского музея изобразительных искусств. В тот юбилейный год мы издали несколько книг, которые позволили музею шире раскрыть свои экспозиционные и научные возможности; впервые сделали выставку в Дуйсбурге (ФРГ), представив лучшее из нашей коллекции. По тем временам это был большой прорыв - региональный музей впервые вышел на международный уровень!

Так постепенно музей обретал более яркий и, я бы даже сказала, более высокий интеллектуальный уровень по всем направлениям. При этом многие замечают, что при неизменном движении вперед сохранилась некая аура, которую чувствуешь, как только входишь в эти залы. Ведь наше историческое здание с самого первого дня накапливало живой дух художественных образов и творцов. Поэтому посещение музея - это не просто знакомство с картинами: они настолько тонко и глубоко проникают в человеческую душу, что потом в эти стены тянет вернуться вновь и вновь…

Войти в одну реку трижды

- Чем для вас лично стал художественный музей за 35 лет работы в нем?

- Судьбе так уж было угодно, что за эти годы я трижды «вошла» в одну и ту же реку. Сначала в качестве заведующей экспозицией, затем - директора, и наконец - генерального директора художественного музея. При этом каждый раз, уходя из музея навсегда, даже и не думала возвращаться.

В 1997-м долго сомневалась, соглашаться или нет на должность гендиректора, ведь мне уже было столько лет... Но когда прочла заключение московской комиссии об аварийном состоянии здания на ул. Радищева, которому грозило полное обрушение, и оно могло просто исчезнуть!.. Узнав об этом, проплакала ночь и решила взять на себя ответственность за его спасение.

На следующий день, придя в музей, увидела страшную картину: обваливались массивные карнизы, а от крыши до фундамента шла огромная трещина - это была катастрофа! В срочном порядке инженеры сомкнули стальными обручами стены, чтобы не дать им упасть.

Так начался 6-летний капремонт Радищевского. Причем сам музей не закрывался ни на один день, хотя это было очень сложно. Но как можно было лишить саратовцев такого национального достояния?

За эмоциями - в музей

- Интересно ли сегодняшним школьникам ходить в музеи или это «умирающий жанр»?

- Радует, что наконец-то приходит понимание, что музей - это кладезь внутренней духовной жизни человечества. Это не только прошлое, а сокровищница духовной жизни многих поколений.

Мне особенно приятно наблюдать, как в последнее время в музей потянулась молодежь, студенты. Когда открывается очередная выставка или иное культурное событие, в том числе музыкальные и театральные вечера, я наблюдаю за тем, как меняется в последнее время возрастной состав посетителей. Если раньше это были в основном люди старшего и среднего возраста, то сейчас гораздо больше молодых людей. Вы не представляете, как меня это радует и вдохновляет. Отрадно, что все больше молодых людей выбирают не просиживание в барах, а наш музей, наши вечера, наши праздники.

Кроме того, при нашем музее работает изостудия для ребят от 4 до 15 лет. Это не те привычные кружки для детей, здесь и общение, и совместное восприятие прекрасного. Дети всегда воспринимают искусство по-своему, и это восприятие порой отлично от взрослого. Такое взаимное обогащение имеет в целом огромное значение для воспитания в обществе гармонии. Мы не ставим цели растить художников, наша задача может, проще, а может, и сложнее… Дать представление о разных жанрах изобразительного искусства, а также самим попробовать себя в различных художественных жанрах, научить понимать и ценить искусство графики, акварели, живописи. Попробовав однажды себя в этих жанрах, человек уже по-другому воспринимает то или иное полотно мастеров. Но, к сожалению, просто не хватает места, чтобы принять всех желающих у нас заниматься.

- Сегодня говорят о некоем эмоциональном творческом интеллекте. Можно ли его развить у обычного человека?

- На Западе давно говорят об эмоциональном интеллекте. Сейчас ученые начинают осмыслять это явление и в России. Несомненно, это шаг вперед.

Установлено, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, гораздо успешнее в любой работе, это не только эмоции, это гораздо более высокая степень развития. Чем эмоциональнее человек, тем он скорей найдёт общий язык даже в деловых переговорах. Где, кроме сухих фактов и цифр, присутствуют эмоции, результат обязательно будет. Я убедилась в этом на собственном опыте.

Что сказал бы Радищев?

- Как вы думаете, что сказал бы Радищев о нынешней жизни саратовцев?

- Думаю, он бы в первую очередь был удивлен развитием, которую получила музейная коллекция, названная его именем. Ведь на сегодня музей имеет 5 филиалов в Саратове и области. Уверена, Александр Николаевич был бы доволен тем, что залы наших музеев заполнены посетителями, что столько внимания уделяется воспитанию юношества. Но мы надеемся, что это движение высокого искусства по следам Радищева продолжится...

- Каким вы видите музей будущего?

- Любой настоящий музей всегда скользит на грани прошлого, настоящего и будущего. Он помогает осознать и понять прошлое, для того чтобы разобраться в настоящем; в тех выставках, в тех собранных полотнах, которые мы оставляем после себя, формируется облик сегодняшней художественной жизни, какой она предстанет через 100-200 лет. Будущее же всегда перед нами, и мы всегда стремимся в него заглянуть и увидеть там что-то новое, интересное и яркое. Взять хотя бы полюбившуюся саратовцам акцию «Ночь музеев». Мы готовим не просто экспозицию, а целую большую программу. Это и интересные лекции, и новые подходы к освоению той или иной части нашей экспозиции или отдельной картины, классическая музыка в залах, научные сотрудники в костюмах разных эпох. И мы сами видим всё это под новым углом зрения.

В «Ночи» есть свое таинство, когда человек идет в храм искусства не в обычные рабочие часы, а именно поздним вечером, когда стемнеет. В поздние часы есть какое-то особое соприкосновение человеческой души с картиной, что не всегда происходит при дневном свете.

Так что, несмотря на 125-летие, наш музей не стареет, поскольку всегда видит перед собой вершину и идет к ней, но, поднявшись, видит новую. И мы опять стремимся туда, не желая останавливаться. Вершина всегда перед нами и мы к ней неизменно стремимся. Как высшая оценка деятельности всего коллектива прозвучали слова директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского на недавних юбилейных торжествах: «Нам есть чему учиться у Радищевского музея». Это дорогого стоит!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах