![](https://aif-s3.aif.ru/images/000/304/1fd8b7decbb86660681d6f267a1530ca.jpg)
«Мёртвая Волга»
- Валентина Ивановна, чем сегодня живёт «уездный» Хвалынск?
- Городок у нас тихий, уютный, только вот работоспособного населения остается все меньше. Мужики в основном трудятся вахтовым методом, кто-то спивается. Молодежь тоже стремится уехать, поскольку работы на всех нет. Если вся страна сосредоточится в столицах, остальную территорию нам просто не удержать. Всегда русский солдат шел в бой за свою родную землю, а сегодня многие ли знают свою землю?
За последние 15 лет Хвалынск превратился в умирающий город. Если до революции у нас проживали более 20 тысяч человек, сегодня едва наберётся 14 тысяч, половина из которых пенсионеры. Лишь в курортный сезон население резко удваивается - за счет отдыхающих и приезжающих на каникулы детей и внуков. Хотя добраться до нас сегодня можно только автотранспортом - все речные «Метеоры» давно проданы китайцам. А ведь Волга всегда была «рабочей» рекой. Сейчас она - «мёртвая» река.
Россия - страна провинций. Об этом забыли. Разрушены градообразующие предприятия в годы «перестройки», вокруг которых существовала жизнь, теперь - надежда на туризм. И хотя небольшие подвижки есть в этом направлении, но до настоящего туризма очень далеко, а людям сейчас надо жить, у них нет второй или третьей жизни, они не могут ждать.
Творческий народ чуток
- Как ни парадоксально звучит, но в вашем небольшом музее больше тепла, чем в переполненной, но духовно опустошённой какой-нибудь частной арт-галерее, «супермаркете» от искусства. Как это удалось?
- Дело в том, что жители Хвалынска по сию пору не утратили не только территориальной идентичности, связывая себя с удивительно красивым краем, местностью, пространством, одним словом, с географией, но, как мне кажется, может быть, я ошибаюсь, не утратили и местной «человеческой» идентичности, то есть связывают себя с другими хвалынцами причастностью к сложившейся здесь культуре.
Меловые холмы, поросшие лесами, реликтовые сосны, бескрайний широкий берег Волги... - эти места заселялись раньше всех в области.
Здесь обнаружена стоянка каменного века, городище бронзовой эпохи, огромное количество могильников финно-угорских племен. У нас же в свое время обосновались старообрядцы. За века и тысячелетия накоплен огромный человеческий потенциал! Именно эта накопленная веками человеческая энергия и проявилась в том, что город стал «городком художников», он дал миру целое созвездие имён.
Конечно, главной звездой в этом созвездии был К. С. Петров-Водкин, но вырос он не на голой почве, его появление было «подготовлено» огромным количеством безвестных народных «искусстников» (это его слово) - вывесочников, иконописцев, резчиков по дереву, каменщиков, гончаров.
Поскольку творческий народ очень чуток, это удивительное место притягивает людей со всей страны. Мы проводим научные конференции, посвящённые жизни и творчеству Кузьмы Сергеевича, с 1988 года.
На них приезжают в маленький Хвалынск исследователи из ведущих музеев страны и из-за рубежа, и без ложной скромности скажу: их удивляет высокий уровень наших конференций. Уже более 20 лет у нас проводятся ежегодные августовские пленэры, на которые едут художники из разных городов страны. Столько интересных людей, даже живя в столице, не встретишь!
- В свое время, получив образование в институте живописи, ваяния и зодчества им. Репина в Петербурге, вы вернулись сюда, чтобы сеять прекрасное, доброе, вечное?
- В нынешнее время такое решение расценили бы как неудачу. Но я получила бесплатное образование в советское время. И понимала это как «мандат», выданный народом: получила образование - вернись туда, где тебя «поставил Бог», и «сей разумное, вечное, доброе» в том народе, который и выдал тебе этот «мандат».
И потом, я родилась в этом городе и ту самую человеческую идентичность, о которой уже говорила, чувствую. Чувствую поколенческую связь со своими предшественниками.
Возможно, работа в музее (более 30 лет) обостряет чувство. Имею в виду не только музейных работников, но и «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». Сейчас, к сожалению, эти два чувства не «дивно близки нам», связи рвутся на глазах.
Часто можно слышать от родителей, чьи дети после получения образования, оседают в больших городах: «А что ему тут делать, где перспектива?» И, наверное, в этих словах есть доля правды, потому что сейчас малые города переживают очень нелёгкое время.
Да, жить в провинции непросто: комфорта никакого, развлечений - тоже, но ведь есть земля, радость общения с ней, есть природа, воздух, которым не надышишься… Но я в лучшем положении, чем многие мои земляки, потому что у меня есть любимая работа, которая приносит удовлетворение от каждого прожитого дня.
Вкус из русской печи
- Кстати, что можете сказать о молодых посетителях?
- Они отличаются от человека 60-х: другой объем и качество информации, другие инструменты коммуникации. Мы тесно сотрудничаем со школами, в каникулы иногда по залам столько детишек - приятно, когда они внимательно слушают, записывают…
Приглашаем ребят на праздники - на Масленицу все вместе печем блины старинным способом. «До чего вкусно, когда из печки!» - удивляются они. Главное, чтобы юного посетителя не тащили сюда насильно. И тут я тоже замечаю разницу между ребятами из глубинки и из «каменных джунглей»: ребята из сёл и малых городов больше открыты к восприятию прекрасного. Ведь они каждый день слышат шум листьев, пение лесных птиц, журчание ручья...
А из больших городов - спешат, торопятся жить, суета городов накладывает свой «отпечаток» - другой ритм, а асфальт, причём я вкладываю в это слово и иной смысл, чем просто дорожное покрытие, закатывает душевные поры.
Наша справка
Художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина включает картинную галерею, где представлены ранние и поздние этюды, рисунки, картины знаменитого художника, старообрядческие иконы XVIII-XX вв., работы друзей К. С. Петрова-Водкина, а также мастеров нынешнего столетия, приезжающих в Хвалынск летом.