aif.ru counter
178

Народный художник нарисовал надежды и разочарования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. «Аргументы и Факты - Саратов» 03/04/2013

Куда идти, что делать и кому верить? Ответы на эти вопросы есть в творчестве известного художника академика Анатолия Учаева.

Корреспондент «АиФ - Саратов» попросил Анатолия Васильевича ответить на самые актуальные вопросы читателей, которые они задают в письмах.

- Извините, но на выставках, которые проходят, например, в областной думе или облправитель стве, не увидишь картин, которые бы изображали нашу сегодняшнюю жизнь со всеми ее проблемами. Кто из мастеров кисти возьмется написать плачущую бабушку с платежкой за ЖКУ? Или какого-то другого героя нашего времени. И кто он? Может, чиновник или прокурор?

- А что должно волновать настоящего художника? В Дюссельдорфе довелось побывать на выставке мусора. В чистой Европе ностальгия по помойкам. А зачем у нас писать грязь на улицах, если она у нас и без того повсюду? С нетерпением жду появления таких мастеров, которые бы умели говорить о жизни как поэт Николай Палькин! Правдиво и с любовью. А я как раз и пытаюсь осмыслить и написать нашу жизнь, ведь я же современный художник. Посмотрите на полотно «Зов» (одно из работ известного триптиха «Красные ворота», где молодой человек с запрокинутой головой пытается поднять себя. - Авт.).Сюжет появился в голове, когда услышал выступление одного из иерархов Русской православной церкви в Вашингтоне. Он сказал: «Пока Россия сама себя не поднимет, лучше не будет». Одна девочка- первоклассница стояла возле и плакала. «А вдруг он упадет?» - говорит она мне. - «Если упадет, встанет, попробует еще раз, но поднимет себя все равно», - сказал ей. Вот это и есть герой нашего времени! И сюжет как раз из нашей жизни! На двух других картинах триптиха - один человек открывает ворота, второй закрывает и вокруг все рушится. Так что же мы хотим? Открыться миру или отгородиться от него? На третьем полотне герой пытается взлететь на дельтоплане, который ломается, оказавшись слишком большим для красных ворот. Мой герой сидел и думал: «Как мне взлететь?» Но не смог через такие узкие ворота, крылья сломал, упал и потерял последнюю рубашку! А все три сюжета вместе - это и надежда и разочарование автора. Сколько же усилий сделано, чтобы открыть ворота в мир, попробовать взлететь и поднять себя. И эту тему в искусстве я буду настойчиво продолжать. И если художника вдохновляют такие сюжеты, значит он россиянин, патриот и страны, и родного города.

Калач канул в Лету

- А как же помойки, цинизм, безобразия во всем? Хлеб, наверное, скоро разучимся печь!

- Это все есть! Саратовский калач исчез, саратовская гармошка едва не пропала. Последний мастер-изготовитель остался. Это детали, весьма важные. Маленький штрих в нашем разговоре, но он важен. Посмотрите, на картине «Победитель» 1977 года изображен наш земляк, парень-хлебороб, труженик с венком из стеблей пшеницы. К сожалению, герой того времени. В правой руке он держит саратовский калач. Она много раз выставлялась в Европе, сейчас в Ульяновском художественном музее. Но как мы объясним своим внукам, что такое саратовский калач? Какой он был вкусный! И почему канули в Лету и символ Саратова и герой-труженик?

- Не жалеете, что вернулись после учебы в Ленинградской художественной академии в родной город? Возможно, в столице пошли бы дальше?

- Мой наставник академик Евсей Моисеенко посоветовал: «Вернись в Саратов. У тебя есть зацепка: родные поля, холмы, просторы, Волга. Я вижу это по твоим эскизам». Тогда я не понял почему художник, мечтающий быть современным, должен уехать в глушь из Ленинграда. Мои герои - это наши земляки, труженики, малая Родина. Это мои корни. И со своими героями получил признание, начал выставляться в России и за рубежом.

- Больше десяти лет вы работали в региональной комиссии по помилованию. Какое дело больше всего запомнилось? Не слишком ли жесток мир к тем, кто совершил преступления?

- В комиссии юристы, общественники и …творческие люди. Материалов столько, что можно роман написать (улыбается). Вот вам пример: работяга-тракторист, пахарь, поехал домой с поля на многотонной махине, разворотил случайно асфальт по дороге и оказался за решеткой. Да, ущерб огромный, но разве это справедливое наказание? И таких случаев достаточно. Или другой случай. Сидит в колонии многодетная мать, просит о помиловании, говорит - нужно детей воспитывать. У меня во время разговора с ней слезы на глаза наворачивались. Но тут я засомневался, ведь от ее действий пострадали другие дети, семьи.

Справедливость - это …

- Что для вас значит такое понятие, как справедливость?

- Буквально сейчас мне привезли мою работу, участвовавшую в выставке по случаю 75-летия Союза художников. Водитель сказал: «Картина стоит одну тысячу рублей, а моя машина миллион. Почему я должен уродовать авто таким громоздким неформатным грузом?». Может, он и прав, салон легковушки не приспособлен для ее перевозки, но я дал ее на выставку, на юбилей». Вот такое отношение! (говорит со слезами на глазах. - авт.).А художник чувствует эту несправедливость сердцем. Да, я народный художник, академик, востребован. Все равно форма работы унизительна. Я должен упаковать, отправить работу, заплатить за транспорт, а результат неизвестен. Не возьмут - останешься с одними расходами. Были же времена, когда у нас было все необходимое. Все за бюджетные деньги: поддержка молодых художников, печатание каталогов, транспорт, мастерские, квартиры, дачи давала власть. Стабильность! А потом вся система рухнула.

Голод или сытость?

- Настоящий художник все-таки должен быть голодным или сытым?

- Этим вопросом задеваете внутренний нерв. Почему художник должен быть патловатым и бородатым, измазанным в краске? Когда в 90-е годы выезжал за рубеж, то иностранцы недоумевали: «Надо же, приличные творческие люди приехали из России». Иногда чиновники недоумевают: «Вам дали свободу, чего опять вам не нравится? Ищите спонсоров». А нам не нравится отсутствие помощи и внимания со стороны государства. Да, мы с этим боролись. Получается, замкнутый круг! Уверен, художник точно не должен быть голодным.

- А как же выпивка? Она входит в набор качеств современного художника?

- (Улыбается). Ну, без этого вообще никуда. Для творческого человека - обязательно! Иногда.

- Не хочу задавать вам банальный вопрос: «Расскажите о творческих планах». Спрошу так: «Чего нет в ваших творческих планах»?

- Никогда не буду заниматься эстетизацией. Останусь верен себе, своему стилю, своему герою. Меня интересует генотип нашего человека, труженика, свободного и открытого. Я так чувствую этот мир. А салонное, камерное искусство, рассчитанное на узкий слой эстетов, не для меня.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах