Правительственную награду саратовцы получили за героизм и грамотные действия, проявленные при тушении лесных пожаров на территории Нижегородской области.
Корреспондент «АиФ - Саратов» встретился с Алексеем Навозновым, который уже на следующий день после встречи с главой государства заступил на дежурство.
Никто не отсиживался в кустах
- Алексей, поздравляем с наградой. Волновались, когда президент пожимал вам руку?
- Переживал, пока сидел в зале и ждал, когда назовут мою фамилию. Но как только подошел к Дмитрию Медведеву, волнение куда-то пропало. Хотя понимал, что такое бывает либо раз в жизни, либо никогда. Испытывал чувство огромной ответственности: ведь этот орден не только моя личная заслуга, но и всех ребят, которые боролись со стихией. Поверьте, там никто не отсиживался в кустах.
Когда мы приехали в Мордовию тушить территорию государственного заповедника, сразу попали на верховые пожары. Это страшное зрелище. Я в пожарной службе более 15 лет и ни разу такого не видел: страшный гул, огонь - стеной, а в лесах, где 30-метровые корабельные сосны, ни одной просеки... Спустя несколько дней пожар стал подходить к территории Федерального ядерного центра в Сарове. Там мы пробыли до 19 августа.
Было ли страшно? Когда оказываешься в такой ситуации, времени на собственные эмоции не остается. Ты просто идешь и выполняешь свою работу, даже не задумываясь, что будет через пять минут, рискуешь или нет своей жизнью. Только где-то глубоко в подсознании сидит мысль: дома тебя ждут.
- На ваш взгляд, в простой жизни есть место мужественным поступкам?
- Вовсе и не обязательно оказываться в условиях чрезвычайной ситуации, чтобы совершать такие поступки. Мужественный человек и в обычной жизни остается настоящим мужчиной: протягивает руку помощи другу, товарищу, поддерживает в трудные минуты близких, принимает какие-то волевые решения, берет на себя ответственность за семью, детей.
Может, за это орденов и не дают, но благодарность дорогого тебе человека - лучше всяких наград.
Почему помощь приходит не вовремя?
- За 15 службы глаз не «замылился» на людское горе? Вам ведь с этим чуть ли не каждый день приходится сталкиваться?
- Одинаковых событий не бывает. И многие, как бы тебе этого ни хотелось, не стираются из памяти. Особенно трагедии, когда погибают люди, твои друзья.
До сих пор перед глазами стоит пожар в декабре 2006 года во Дворце спорта «Кристалл». В огне погиб наш товарищ... После таких происшествий неделями анализируешь: где и в чем ошибся? что помешало спасти человека?
- Наверняка, и реакция пострадавших разная бывает?
- Иногда приезжаешь на пожар, а люди на тебя чуть ли не с кулаками набрасываются: мол, долго ехали. Понимаю, у человека - горе, и возможно, таким образом он пытается защититься. Тем более, когда ждешь помощи, кажется, что время меняет ход. В таких случаях мы стараемся успокоить людей, найти с ними общий язык.
К сожалению, огненная стихия не делает нам скидок на то, что на дорогах - постоянные пробки, что редкий водитель пропустит пожарную машину вперед, что нет спецполос для пожарных или машин «скорой помощи».
Между тем, «звоночек», что ту же проблему с дорогами надо срочно решать, был дан еще в октябре 2003 года. Тогда следовавшую на вызов по запасной полосе моста Саратов-Энгельс пожарную машину подрезала «Волга». В итоге наша машина протаранила ограждение и упала в воду с моста. Трое ребят спаслись, а двое - погибли. С тех пор так ничего и не изменилось: ни с ситуацией на дорогах, ни в отношении автомобилистов к машинам со спецсигналом.
Не хватает чувства единения
- Во время лесных пожаров много говорилось о том, что пожарные приезжают на место без воды, спецтехники...
- Такие высказывания абсолютно несправедливы. Мало кто знает, в каких нечеловеческих условиях приходилось работать пожарным.
Вместо того, чтобы обвинять в чем-то нашу службу, лучше самим лишний раз позаботиться о собственной безопасности, а не полагаться на авось: мол, пожарные спасут. А если случилась трагедия, то почему не оказать посильную помощь?
У нас, к сожалению, понятие взаимовыручки зачастую отсутствует, нет чувства единения. Мы часто наблюдаем такую картину: дом горит, а вокруг - толпа зевак. Одни ждут, что же будет дальше, другие теребят нас: вы мой дом защитите.
А ведь взаимопомощь не требует сверхъестественных усилий.
Достаточно подойти успокоить пострадавших, помочь пожарным протянуть линию или найти источник с водой. В конце концов, просто не ставить машины там, где не положено. Мы ведь иногда из-за припаркованных автомобилей не можем даже во двор горящего дома заехать. Получается, никто не задумывается, что в следующий раз именно к нему помощь может не успеть.
- Как вы думаете, получится ли у нас сделать выводы из всего случившегося?
- Увы, человеку свойственно забывать все плохое, и учиться он способен исключительно на собственных ошибках. Через несколько лет мы можем и не вспомнить о сгоревших лесах и будем по-прежнему разводить на природе костры, сжигать листву.
Что и говорить, у нас из года в год горит старый жилфонд с печным отоплением, случаются пожары в подвалах многоквартирных домов. А ведь достаточно проанализировать эту статистику, чтобы предпринять какие-то меры. Для начала - закрыть все входы в подвалы, заменить старую электропроводку и т. д.
Надеюсь, на этот раз, даже если чиновники не вынесут урок из всего случившегося, большинство людей, особенно тех, кто столкнулся с трагедией лицом к лицу, все же станут ценить собственную безопасность, дорожить здоровьем, жизнью своей и родных людей.
Наша справка
Алексей Навознов – замначальника службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по области» - начальник смены, майор внутренней службы. В пожарной службе с 1995 года.
Кроме ордена Мужества имеет медаль «За отвагу на пожаре» (2002 г.), две медали «За отличие в ликвидации чрезвычайных ситуаций» (2007 и 2010 гг.).