Вместе до конца
- Отец Дионисий, по вашим словам, 90% проблем, с которыми приходится сталкиваться священнику при общении с людьми, это взаимоотношения в семье. Что волнует прихожан?
- Человек всегда болезненно переживает разлад в семье, особенно в наше время, когда идёт эпидемия разводов. Когда отношения рушатся до основания, два человека становятся несчастными. Они могут «делать лицо» на публику, говорить: «У меня всё хорошо» и «Я найду себе лучше партию», но в душе понимают, что этот разлом стал для них жизненной катастрофой. Господь так установил, что, соединившись вместе, мужчина и женщина должны быть вместе до конца своих дней. Конечно, бывает, что со временем человек находит успокоение и вступает во второй, а то и в третий брак…
Когда семья распадается и взрослые увлечены своими проблемами, никто не видит, как страдают дети. А для души ребёнка развод родителей убийственен. Человек может быть счастливым только в семье. И там, где она крепкая, люди твёрдо стоят на ногах и способны пережить любые бури, какие бы ни происходили вокруг. Не зря Церковь, прежде чем рукоположить немонашествующего мужчину в сан священника, смотрит, состоялся ли он как семьянин. Если у человека всё в любви, дети воспитанные, супруга скромная и сам он трудолюбивый, трезвый и способен содержать семью, тогда он достоин быть пастырем в Церкви Христовой.
- Выступая перед молодёжью, вы затронули проблему абортов, которая напрямую угрожает демографии страны...
- Мы живём, потому что выиграли в эту русскую рулетку, а ведь и нас могло бы не быть. В обществе царит мнение, что аборт - обычная акушерская операция. Но почему у нас так много одиноких людей? Не потому ли, что пары для них просто не родились? Ведь о каждом зачатом ребёнке у Бога есть замысел: что это будет за человек, какова его миссия на этой земле, с кем он создаст семью…
Немногие понимают, насколько страшна проблема абортов. Нация стареет, детей рождается мало. Сегодня идёт сокращение преподавателей в вузах. Моего знакомого профессора просто выкинули на улицу. А какой бардак творится в школах. Учителю нельзя на ребёнка даже голос повысить. Дети «на ушах ходят», а педагог должен со всем мириться. А если бы было наоборот - детей много, а учителей мало, то обиженный преподаватель всегда бы мог пойти работать в другую школу.
Любая проблема прямо или косвенно связана с семьёй, малодетностью, абортами. Работающих мало, пенсионеров много, и пенсию платить очень тяжело - она копеечная. Если мы хотим возродить нашу страну, то в первую очередь должны обратить внимание на семью. И пока мы этого не поймём, в обществе будут царить волчьи законы: сильного бойся, слабого бей.
Бессмысленная опека
- Вы как-то сказали, что молодому человеку необходима жизненная школа. Что вы понимаете под этим?
- В детстве за нами особо никто не смотрел, мы целыми днями пропадали во дворе. Это длилось до определённого времени, пока не появилось такое явление, как наркомания, и на улицах стало небезопасно. И сейчас я своего ребёнка во двор не отпущу без присмотра. Детей нужно оберегать, следить за тем, что происходит в их жизни, с кем они дружат. Родителям стоит ходить в школу, но не для того, чтобы там истерики устраивать, считая своё чадо невиновным априори, а чтобы мирно пообщаться, взглянуть на ситуацию со стороны.
Часто случается, что папа с мамой отдали ребёнка учиться и ушли с головой в работу, а потом говорят: «Я тебя обеспечиваю, а ты вырос таким поросёнком». Ребёнок - человек с живой душой, им надо заниматься. Не только деньги давать и снабжать одеждой, едой, компьютерами и телефонами, но и воспитывать в духовном плане. А родители спрятались за работой. И дети вырастают в теплице, где земля обильно удобрена, но при этом оказываются абсолютно не приспособленными к жизни. Потому что настоящей заботы не было.
Любящие родители готовят своего ребёнка к трудностям, с которыми предстоит столкнуться, воспитывают в нём устойчивость и с определённого времени отпускают его. А у нас некоторые люди до 30 лет с мамой и папой живут, которые их всем обеспечивают, и вырастают в итоге ни на что не способными - ни на труд, ни на создание собственной семьи. Такая вот бессмысленная опека.
- Сегодня многие живут в так называемых «гражданских браках». Как вы это оцениваете?
- Как мужскую трусость. Женщину в этом обвинить нельзя. Такие вопросы должен решать мужчина. Хотя я знаю несколько случаев, когда девушка сама делала предложение. Это, конечно, не совсем правильно, но лучше уж так. Потому что так называемый «гражданский брак» Церковь считает блудом. Женщине не хочется просто сожительствовать, она начинает задавать мужчине вопросы, всячески намекать. А в ответ часто слышит: «Ты знаешь, я не готов. Мне нужно должность получить, денег заработать…». Что за бред? Что значит не готов? Вы же и так уже живёте вместе. В таких случаях мы порой советуем женщинам прекращать всё это и ставить вопрос ребром - жениться либо расходиться. Мужчина должен перестать быть трусом. Полюбил девушку, познакомился с семьёй, подумал, как всё будет выглядеть, и сделал предложение. А если он не готов брать на себя ответственность, то пусть идёт готовиться, на какие-нибудь подготовительные курсы походит, потом возвращается.
Зловещая роль
- В одном из своих текстов вы пишете, что мужчины как-то вдруг перестали быть мужчинами. Виной тому советское время, когда насаждалась идеология, что женщина должна работать наравне с мужчиной…
- Женщины оказались хорошими работниками и на некоторых должностях вытеснили мужчин. Свою зловещую роль сыграла война, забрав отцов. Мальчики не получили мужского воспитания, не могли его дать своим детям. Уничтожили лучших представителей нации и сталинские репрессии. Тем не менее мужское население постепенно восполнилось. Но в 90-е годы начался бандитизм. Из-за железного занавеса хлынули голливудские фильмы. У американцев был на них иммунитет: они понимали, что показанное по телевизору - это не реальная жизнь. А у нас люди думали, что там, в США, действительно на улицах стреляют и всюду грабят. Ребята решили, что и им надо взять оружие и получить от жизни всё. И многих здоровых, неглупых молодых людей 90-е загнали в могилу.
- А что вы думаете о нашем кинематографе?
- Мы пошли по нехорошему пути: начали всё сдирать у Голливуда. Там мощная индустрия с колоссальным финансовым обеспечением, налаженной сетью прокатов. Мы начали изобретать велосипед, на котором весь мир уже давно ездит. Но зачем? У нас было замечательное советское кино. Индийские фильмы сегодня смотрит весь мир, а российские не смотрит никто, даже наши граждане, за редким исключением. Нужно было идти по своему пути, который был начертан ещё русской классической литературой: поставить в центр фильма человека с его исканиями, переживаниями, любовью, маленьким счастьем, а не спецэффекты.
Авантюрист, золотоискатель, охотник за скальпами, финансовый воротила - этот герой нам чужд. Но его сделали настолько симпатичным, особенно для молодых людей, что мы его приняли. А для нас ведь всегда был родным образ христианина с его способностью на поступок. Сегодня иностранные режиссёры снимают «Анну Каренину», «Войну и мир», зрителю это интересно. Само же русское кино существует лишь в единичных фильмах, и нет такого, чтобы каждый месяц выходила хорошая картина, которую можно было бы посмотреть всей семьёй.