Всякий раз, будучи гостем редакции, он охотно делился впечатлениями о происходящих в нашем городе переменах.
Труд вышел из моды
Татьяна Волченко: Анатолий Васильевич, герой ваших живописных работ - человек труда, по меркам наших дней - несовременный. Как он изменился за последние годы?
Анатолий Учаев: В последнее время у меня появилась некая тревога за этого героя, что связано и с личной жизнью, и с общественной.
Наша семья в 1920-х годах по непонятным причинам была депортирована с волжских берегов.
- А теперь что с ним, героем ваших полотен, стало?
- В начале 1990-х приоритеты изменились. Помню, у меня созрела мысль написать картину «Красные ворота»: одни открывают ворота в мир, а другие закрывают - это образ перестройки. Так идти нам в Европу или нет? Хлопали-хлопали воротами, пока они не сломались. Так родился триптих. На одной из картин герой поднимает себя. Дети, которым даю мастер-классы, часто говорят: «Не выдержит его эта проволока...» - «Так пусть упадет, - отвечаю им. - Но затем встанет и найдет более крепкую опору». На другой картине - тоже наш герой. Он открыл ворота, вышел в мир, но крылья-желания у него оказались больше, чем реальная жизнь, поэтому они обломались. Нелегко сегодня человеку труда, и «АиФ - Саратов» говорит об этом постоянно.
- Не находите ли вы, что труд сегодня вышел из моды? Молодежь стремится получить образование и устроиться работать в офисы...
- Время всегда вносило коррективы в жизнь. Да, стремимся к Европе, в Евросоюз, но о корнях не надо забывать. Некоторые грамотеи говорят: «А не зря ли мы одержали победу в войне? Если бы проиграли, были бы сейчас Европой!» Как после этого работать поэту и художнику - людям, которые всю жизнь воспевали родную землю, ее нравы и культуру?! Я не могу отказаться от своего героя. Он как ходил по земле российской, так и будет ходить. Страдать, побеждать, надеяться - жить!
Для людей, которые создают художественный образ в живописи, скульптуре, театре, литературе, важно сохранить индивидуальное лицо. Нет желания и стремления искать новые, свежие линии? Начинают выставлять эскиз к картине, колорит, разработанный к картине... А где сама картина? Одни только позы, формотворчество стали доминировать над искусством.
Неуютное время
- В современной жизни тоже больше проектов и планов, чем реальных дел.
- Согласен. Сидим в своих кабинетах и фантазируем. К счастью или к сожалению, но это наша национальная особенность, наша характерная черта. Благодаря ей российские художники высоко ценятся на Западе. Там устали от искусственных поз, там все давно превратили в бизнес.
- Вы чувствуете себя уютно в эпоху информационных технологий и коммерции?
- Сегодня мало кто чувствует себя уютно. Получилось по схеме: за что боролись, на то и напоролись. Раньше все было государственным: нам давали образование, работу, жилье, творческие мастерские. Жили неплохо, но нам хотелось свободы. А когда ее получили, завыли вновь. Потому что, кроме свободы, у нас сейчас ничего нет. Даже выставку организовать нельзя - одни расходы. А где денег взять, если я пенсионер? Вот, недавно прочел в «АиФ - Саратове» о том, что у нас продукты самые дешевые в ПФО. И тут же комментарий экономиста: оказывается, среднедушевой доход жителей области заметно меньше, чем по России. О каком благополучии может идти речь? У одних в декларациях миллионы указаны, а у других каждый рубль на счету.
- Легко ли заявить о себе в условиях творческой конкуренции? Как сегодня строятся отношения искусства с местной властью?
- Я перестал верить всяким обещаниям и прокламациям, потому что все это - временное.
- Наш город богат традициями. Почему же в нем так много людей с низким уровнем культуры?
- Я думаю, таков уровень сегодняшней российской культуры в целом. Общаясь с молодежью, не замечаю в них никакого цинизма. Цинизм появляется там, где начинается выбор. Нам поют дифирамбы и в Турции, и в Германии, и в Испании. Сейчас, правда, творческих делегаций в наш город мало прибывает, все больше по линии бизнеса. А бизнес на искусстве у нас не развит. Да, есть художники, заточившие карандаш на коммерцию, но большинство, начиная писать картину, не задумываются о ее дальнейшей судьбе. Нравственное искусство не модное. Молодые художники адаптировались к веяниям времени, но не они правят бал.
В ожидании перемен
- Глядя на Саратов, какие вы можете отметить перемены за последние годы?
- Это все равно, что ремонт в квартире сверху: надеемся, что будет лучше, а в результате то заливает, то штукатурка сыплется. Мы все время ждем, что у нас будет самая лучшая набережная в Поволжье. Пока ее нет. Ждем, когда отреставрируют памятники старины, когда с улиц и проспектов уберут мусор... Об этом из года в год пишет «АиФ - Саратов» - газета, отстаивающая интересы простого человека.
Я ежедневно наблюдаю из окна за тем, как в мусорках копаются бомжи. Мне говорят: «Вот она, жизнь. Зачем ты все идеализируешь?» Но... Начни художники переносить на холст нищету, коррупцию, бюрократию, зачем тогда искусство?
- Этот год для вас отмечен двумя событиями: Годом культуры и 75-летним юбилеем. Каковы ваши творческие планы? Какое завтра ждет вашего героя?
- Этот год меня и вдохновляет, и радует, и шокирует, и настораживает. Для меня он будет ознаменован выставкой «Красные ворота». Задумал цикл работ «Дороги. Перекрестки». Первая картина носит оптимистический характер, на второй планирую отразить драматизм... Идея появилась года три назад. Уже тогда перед нами стояли насущные вопросы. Куда трудоустроиться? Где дадут жилье? По какой дороге пойти? Нам нужно прививать молодежи умение выбирать достойный путь, а не разменивать жизненные ценности на бытовуху.