Завышенные требования
- Электричку «Саратов-Балашов», которая ходила через наш Аркадак, отменили. Теперь до областного центра нам не добраться ни на электричке, ни на поезде, - жалуется местная жительница Лидия Смирнова. - Остался один маршрут пригородного поезда «Ртищево-Балашов», и тот ходит всего 4 дня в неделю. В пятницу, субботу, воскресенье - самые дни, когда студентам удобно съездить домой, электричка не курсирует.
Однако и пригородные компании уступать не намерены, ведь львиная доля их расходов - 85-90% - уходит на аренду подвижного состава у ОАО «РЖД». Госкорпорация-монополист установила непомерно высокие цены, из-за чего в плачевной ситуации оказались регионы по всей стране. Как бы областное правительство не старалось решить назревший конфликт, заключая дополнительные соглашения с пригородными компаниями, становится очевидно, что нужно кардинально менять подход.
Потерпеть несколько месяцев
Чтобы сохранить пригородные пассажирские перевозки в области, чиновникам приходится искать другие альтернативы.
- Во-первых, это замещение железнодорожных перевозок автотранспортными, где это возможно. Во-вторых, мы обсудили возможность создания альтернативной компании-перевозчика на принципах государственно-частного партнерства, - комментирует зампред правительства области Валерий Сараев. - Уже сегодня несколько компаний проявили заинтересованность и выразили готовность инвестировать в эту сферу.
Жизнеспособна ли эта инициатива, будет видно лишь спустя время: рабочей группе понадобится несколько месяцев, чтобы только разработать финансово-экономическую модель такой компании. А до тех пор вопрос, как добраться до Саратова для жителей области, остается открытым.
Необходим альянс
Мнение: Александр Степанов, член Общественной палаты области:
- В конце прошлого года правительством РФ были приняты шаги в сторону увеличения размеров компенсации РЖД. Пока этот механизм до конца не просчитан, но уже стоит задуматься, каким образом это может отразиться на наших пригородных перевозках. Создание компании на принципах государственно-частного партнерства требует серьезной координирующей работы всех заинтересованных субъектов процесса. Надо совмещать и коммерческий интерес, и государственный, и населения области - такой альянс просто необходим.