Кампания по сбору подписей кандидатов на пост Президента РФ фактически завершена и можно подвести некоторые итоги.
- На этой стадии избирательной кампании в регионе, так или иначе, проявили себя штабы Владимира Путина, Ксении Собчак, Григория Явлинского и Бориса Титова, - прокомментировал ситуацию политолог Дмитрий Олейник , - Павел Грудинин (КПРФ) и Владимир Жириновcкий (ЛДПР), как кандидаты, выдвинутые парламентскими партиями, от сбора подписей освобождены, и за это время, на мой взгляд, не проявили себя "в поле",сосредоточившись на медийной составляющей кампании.
Вернемся к тем кандидатам, чьи штабы использовали этап сбора подписей для раннего старта избирательной кампании. Заметнее других оказался штаб Владимира Путина, и по числу собранных подписей, и по открытости, и по обеспечению удобства для избирателей, желающих поставить свою подпись под выдвижением, и по общественному резонансу. Стойки в местах массового пребывания заметили почти все, и многие поставили свои подписи в поддержку кандидата.
Так штаб Явлинского активно задействовал социальные сети и ему удалось собрать необходимое количество подписей относительно быстро. Недостаток такой кампании в том, что она не работает на повышение узнаваемости кандидата и привлечение колеблющихся избирателей, так как направлена на «ядерный» электорат. То есть проводилось чисто организационное мероприятие без агитации, хотя конечно, строго говоря, информирование во время сбора подписей агитацией не является.
Похожим путем пошел и штаб Титова, проводивший сбор подписей через общественные организации предпринимателей. Численный результат достигнут, но общество не заметило старта кампании Титова, а он мог бы быть решающим в борьбе за четвертое место. Впрочем, напомню, и штаб Явлинского не использовал эту возможность, так что шансы пока условно равны.
Работа местного штаба Собчак, наоборот, оказалась довольно шумной, но недостаточно технологичной. В итоге требуемые подписи штаб Собчак собрал последним, несмотря на довольно выгодные условия для привлеченных сборщиков. Причина в отсутствии у этого кандидата устойчивой электоральной группы поддержки и опыта в проведении таких кампаний. Тем не менее, я бы поставил Собчак на второе место по эффективности отработки штабом раннего этапа кампании.
Подводя промежуточный итог, скажу, что пока избирательная кампания проходит открыто и конкурентно. Все кандидаты имеют равные возможности, но далеко не все их используют. По окончании этапа регистрации мы будем точно знать, сколько кандидатов продолжат борьбу, и надеюсь, что все кандидаты полностью включатся в избирательную кампанию, в том числе не только в СМИ, но и в непосредственную работу с избирателями. Ведь, итог выборов предсказать сегодня довольно сложно