Примерное время чтения: 4 минуты
213

Каким голосом поет ракушка?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. "Аргументы и факты - Саратов" 01/02/2012
Фото:

В коллекции этнических игрушек и музыкальных инструментов Юрия Массина на сегодняшний день уже больше 80-ти экзотических предметов.

Птичку-свистульку он приобрел в Индонезии, из Якутии привез варган, а деревянный пищик - из Франции... «Я очень люблю путешествовать, - объясняет свою страсть к коллекционированию саратовский композитор, - и в каждой стране стараюсь наведаться в магазины народных инструментов». Они, по словам респондента, очень сильно отличаются от наших, «где, кроме гитар, ничего не продают».

Фальшивые звуки

Собирать этнические музыкальные игрушки Юрий Массин начал более четверти века назад, а сподвиг его на это профессиональный интерес.

- Во время путешествия по скандинавским странам с одним из детских коллективов области, выигравшим всероссийский музыкальный конкурс, я обратил внимание на то, какие создают условия для воспитания детей за рубежом. Меня поразило, насколько мелодичный звук издавали металлические колокольчики в зале ромбовидной формы. И сам этот зал, и те же колокольчики больше слов рассказали об отношении к музыке и ребятишкам. Почему в нашей стране не относятся к детским музыкальным инструментам всерьез? Зачастую производят фальшивые подобия, имитирующие звукоряд. Посмотрите на губные гармошки из Германии или кастаньеты из Испании - они сделаны в виде забавных зверушек для детей трехлетнего возраста. Пусть пластмассовые, эти кастаньеты развивают чувства ритма у малышей не хуже настоящих. А вот индонезийская птичка, под крыльями которой есть бумажные свистульки. Когда крылья у птички трепещут, игрушка издает неподражаемый звук.

Маленькие австралийцы и японцы чуть ли не с пеленок умеют играть на продольной флейте, а к девятилетнему возрасту уже вовсю владеют саксофоном.

Есть в коллекции музыканта не только народные игрушки, но и музыкальные этнические инструменты: носовая флейта, с помощью которой общаются в горах чилийские пастухи, или «висячие» тибетские трубочки, которыми можно управлять с помощью тела. Они служат для определенных ритуалов.

Его музыкальный рай

Для каждого этнического инструмента композитор сочиняет оригинальные музыкальные пьесы. Для одной из жемчужин коллекции - раковины, привезенной с побережья Индийского океана, был написан «Гимн Индийского океана», а для барабанов с Тринидад и Тобаго - «Железный танец».

- На островах Карибского моря, где догнивают пиратские корабли, очень много железных бочек, - говорит Юрий Владимирович, - из них в 60-70-х годах сбежавшая от цивилизации европейская молодежь делала барабаны. Избрав жизнь в естественной среде обитания, эти молодые люди оказались родоначальниками новой этнографической линии в искусстве.

В том, что музыка живет в каждом предмете, композитор нисколько не сомневается. Однажды он нашел бамбуковые трубочки в связке. Из них когда-то была сделана этажерка. Зафиксировав их клеем и просверлив в каждой отверстия, коллекционер этнических игрушек создал флейту Пана и написал для нее красивую партию.

Наша справка

Юрий Массин работает практически во всех музыкальных жанрах. Он создал музыкальные циклы «Музыка над Волгой» и «Сны и были Николая Караченцева». Но особое внимание композитор уделяет музыке для детей. Это хоровые сочинения, серия музыкальных композиций: «Фейные сказки» на стихи К. Бальмонта, «Путешествие вокруг земного шара» на стихи В. Маяковского. Из последних его произведений высокую оценку специалистов получила музыка к «Сказке о глупом мышонке» С. Маршака и, конечно же, этноконцерт «Мой игрушечный рай».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах