Другие времена - другие нравы
- Павел, чем было обусловлено ваше обращение к церковной тематике? Случайно или нет, но вы, можно сказать, «попали» в настроение общества.
- В последнее время потребность в духовном возрождении проявляет себя довольно отчетливо. Видимо, пресытившись дешевой попсой, заполнившей собой все культурное пространство, многие потянулись к более глубоким материям. Чем бы не был увлечен человек в молодые годы, наступает момент, когда он начинает задумываться о смысле жизни…Свой интерес к церковной тематике я тоже не могу назвать случайным. Написав картину по мотивам работы С.В.Герасимова «Покрова на Нерли», я подумал о том, что было бы неплохо создать серию работ, посвященных саратовским храмам. Моря и пейзажи в моем творчестве остались в прошлом; вот уже лет десять как я занимаюсь саратовским городским пейзажем, воссоздавая по открыткам и фотографиям облик старого города - тема очень интересная, трудоемкая, и церкви в этом ключе «звучат» актуально. Немалую роль здесь сыграло моё общение с епископом Саратовским и Вольским Лонгиным.
- Город быстро растет, развивается, вместе с ним меняются потребности, приоритеты…
- Тем интересней «старина». Разве многие задумываются над тем, почему разрушили многие храмы, как они выглядели и какого цвета у них были купола, или почему бывших героев Пугачева и Разина перекрестили в бандитов?!. Как бы не менялось наше отношение к отдельным личностям и событиям, стирать их из памяти нельзя. Это наша история, хорошая или плохая - другой вопрос. Противоречий хватает и в наши дни. Взять, например, молодежь с ее сегодняшними увлечениями: компьютер, граффити, экстрим… «Это вместо того, чтобы больше читали», - звучат со всех сторон упреки. А если разобраться, что в этом плохого, лишь бы не было ни в чем отчаянного фанатизма?! А информацию в наши дни получить не проблема - кроме книг и газет есть для этого Интернет, телевидение. Есть масса возможностей для самореализации, о которой ни я, ни многие из моих сверстников лет 25 или 30 назад не могли даже думать. Детство сына в этом плане гораздо интересней моего.
- Но у медали, как известно, две стороны. И вторая не столь радужная, поскольку зависима от содержимого кошелька.
- Согласен. Цена вопроса порой действительно высока. Речь здесь не только об увлечениях молодых и уровне жизни в целом, увы, но это касается нашей культуры и науки. Многое, конечно, держится на голом энтузиазме и оптимизме, но далеко не все. Не имея финансовых возможностей, не каждый художник, писатель, музыкант или ученый представит обществу свои работы. Что обидно - многие из них ищут пристанища на западе. Безусловно, здесь чувствуется отпечаток государственной политики, на деле, можно сказать, равнодушной к отечественной культуре. А такой тенденцией рискуем пробить брешь в патриотизме.
Многое зависит от желания
- Но, кроме прочего, само искусство порой становится рабом материального достатка. Сейчас пишут, экранизируют в основном только то, что пользуется спросом.
- Так диктует время. И как бы парадоксально в отношении культуры ни звучало, но когда человек столько лет посвятил образованию, накопил за плечами солидный опыт работы и не имеет другого источника к существованию, иного выхода нет. Будучи художником-профессионалом, я много работаю на заказ. Вместе с тем нахожу время писать то, что вызывает искренний интерес. Все зависит от таланта, желания и возможностей. В наши дни не обойтись без умения сочетать коммерцию с творчеством.
- Павел, какой Вам видится дальнейшая судьба представленной выставки картин? И продолжите ли в дальнейшем работу над «Куполами»?
- Если учесть что в Саратовской епархии насчитывается 238 действующих храмов и 6 монастырей, а мною написаны только 19, эта тема может иметь продолжение. Она представляет интерес как для меня, так и для саратовской общественности. Что отрадно, удалось привлечь внимание молодежи. Это вселяет оптимизм и уверенность в том, что живопись востребована, и нисколько не растеряла своей актуальности. А по поводу дальнейшей судьбы выставочных работ, хотелось бы, чтобы все они оказались в собственности Саратовской епархии.