Но тот, кто посвятил знакомству с экспонатами его уникальной коллекции хотя бы десять минут, равнодушным не остался. Здесь и кузнечик со скрипкой 12 мм, на которой сохранены все составляющие настоящего инструмента, и часы, размером 0,4 мм, показывающие точное московское время, и даже карточный домик — самый маленький в мире.
Как же без блохи?
- Это трехэтажное сооружение из 55 карт, каждая из которых в 100 раз меньше обычной, сделано без применения клея, - делится в беседе с корреспондентом «АиФ-Саратов» автор. - Но построить его удалось не сразу, а только после нескольких попыток.
Этот домик поклонникам таланта миниатюриста полюбился сразу. Впрочем, все его работы, независимо от формы и материала, вызывают неподдельное восхищение. А подивиться есть чему: оригинальные экспозиции являются точной копией нашей жизни, правда, уменьшенной в несколько десятков, а то и тысяч раз. Прежде чем украсить крошечный стол вязаной салфеткой или свалять валенки для паука, Анатолию Ивановичу пришлось уделить ни один час кропотливому труду. Большая часть времени обычно посвящается изготовлению специального инструмента. А главным и незаменимым помощником в работе мастер называет микроскоп.
На сегодняшний день в его коллекции несколько сотен экспонатов. А начиналось все с портрета Достоевского на срезе вишневой косточки, который хранится в музее имени классика в Омске.
- Идея посвятить себя микроминиатюре появилась в начале 80 годов, - рассказывает собеседник. -В те годы не то что искусства, даже понятия такого не было. Хотелось создать что-то необыкновенное. 3D картины, которым я уделил несколько лет жизни, оказались бесперспективными — сегодня этим направлением никого не удивить, а вот микроминиатюры сразу привлекли внимание. «А где же блоха?», - спрашивали меня посетители первых выставок. Пришлось подтверждать квалификацию Левши. На создание экспоната ушло 7,5 лет. Настоящая блоха была подкована золотыми подковами, которые в 6000000 раз меньше подковы лошади.
Мини-библиотека
Автор под микроскопом и вяжет, и вышивает, и выдувает стекло, и иконы пишет. В настоящее время он занят созданием коллекции мини-библиотеки, которая насчитывает уже более 200 экземпляров. Предпочтение Анатолий Иванович отдает классике. Все книги, размером от 1 см до 0,9 мм, отличаются безупречным качеством переплета и неповторимым изяществом берестяных орнаментов. Шесть томов сделаны из уральских самоцветов.
Я и художник, и дизайнер, и гравер, и переплетчик, - говорит собеседник. - В 1997 году, используя свои умения в области микро-искусства, я издал тиражную Супермикрокнигу размером менее 1 мм, причём, по всем параметрам: размер, количество страниц, строк и букв на странице, сшивной переплёт, цветные иллюстрации – все соблюдено. Она превзошла Шотландскую (1 x 1,5 мм), изданную в 1986 году, и в 2002 году была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Но это не единственная работа-рекордсмен. Не меньшей популярностью у посетителей выставок пользуется миниатюрный аквариум с крошечными мальками, караван верблюдов в ушке иглы, а также гимн России на человеческом волосе. Особый интерес к микроминиатюрным экспозициям проявляет молодежь, но при всем желании освоить мастерство, получается далеко не всех. По словам Анатолия Ивановича, эта работа требует предельной сосредоточенности и терпения.
Кстати: Анатолием Коненко разработаны технологии и выполнен ряд работ в микро-живописи, графике, скульптуре, резьбе по кости и косточках плодовых деревьев, макетировании, ювелирном, токарном направлении, фриволите, пэчворке. Его микрокомпозиции есть в коллекциях Российского, Корейского, Белорусского, Чешского, Словацкого президентов.