О судьбе одного из старейших речных ледоколов в мире, успевшем повоевать в двух мировых войнах и гражданской войне, корреспонденту «АиФ - Саратов» рассказал сотрудник Саратовского музея речного флота Егор Кругляк.
Флагман флота
- Егор, чем уникален саратовский ледокол?
- Это старейший речной ледокол в мире. Пока этот статус неофициальный. Из родоначальников мирового ледокольного флота, по сути, он единственный сохранившийся. Хотя он уже более полувека лежит на дне, его корпус цел почти на 70 процентов. Учитывая состояние других затонувших на Волге пароходов, это очень хорошая сохранность.
Есть такие данные, что это вообще первый речной ледокол в мире. Однако интересен он не только этим. Его уникальность еще и в том, что история его очень насыщенная и, можно сказать, героическая.
- В каких исторических битвах пришлось участвовать судну?
- Если рассказывать по порядку, то его военная история началась в годы Октябрьской революции и гражданской войны. Большевики сделали Саратовский ледокол флагманом саратовской флотилии и направили его на подавление антисоветских мятежей. Для советской власти это была местная «Аврора». Вооружение у корабля было также соответствующее. На корму поставили четыре артиллерийских орудия, а также двенадцать пулеметов. Следует сказать, это было ощутимо больше, чем у всех остальных судов, вместе взятых.
Был такой яркий эпизод, когда флотилия возвращалась из похода по подавлению мятежей из Вольска в Саратов. Белогвардейцы попытались остановить и захватить саратовский ледокол. Для этого они решили перекрыть фарватер большим колесным пароходом. Команда в первый момент несколько растерялась. Никто не знал, что делать. Инициативу взял на себя легендарный механик судна по фамилии Петр Турунов. Он заявил: «Пусть мне три парохода поставят, все затоплю. Для нас это не преграда». После этого ледокол пошел на таран. Белогвардейцы, поняв, что противник настроен решительно, в последний момент судно с фарватера убрали. Ледокол в итоге дошел благополучно до родного причала.
Переправа жизни
- Насколько я знаю, это не единственная война для саратовского ледокола.
- Все верно. В 1930-е годы судно участвовало в строительстве железнодорожного моста через Волгу. После завершения строительства ледокол и паромы в Саратове стали не нужны. Их отправили под Сталинград, где между станциями Латошинка и Паромная был такой же разрыв на железной дороге, как и раньше в Саратове. Там и застала ледокол вторая война. Паромы и ледокол активно участвовали в Сталинградской битве: переправляли технику, боеприпасы, личный состав. На ледоколе уже во второй раз в его истории поставили орудия. Это были зенитки. Паромная переправа с ледоколом стала «дорогой жизни» для Сталинграда и Заволжья. Всего за время существования паромной переправы во время войны по ней в обоих направлениях было перевезено 53 тысячи вагонов.
- Все же получается, что это был один из множества волжских пароходов, пусть и очень крепких. Пригодился ли он уже после войны?
- Я общался с одним из строителей моста через Волгу. По его словам, без саратовского ледокола не удалось бы построить один из символов нашего города. Судно из в 1960-е годы оставалось единственным и уникальным в своем роде. Только паровой ледокол мог круглогодично доставлять на место стройки бетонные конструкции и пролеты, которыми мы все любуемся до сих пор. Очень жаль, что уже после этой стройки ледокол просто бросили и затопили в 1968 году с энгельсской стороны. Очень надеюсь, в будущем удастся судно поднять и отреставрировать.
Справка
Саратовский ледокол был заложен на верфи в Англии, в городе Нью-Касл в 1895 году. Участник гражданской и Великой Отечественной войн принимал участие в строительстве железнодорожного и автомобильного мостов в г. Саратове, а также Волжской (Сталинградской) ГЭС в г. Волжский. Силовая установка - две паровые машины типа «Компаунд» с охлаждением 750 л.с. каждая. Затонул в 1968 году у причала со стороны Энгельса.
Смотрите также:
- «Кому передаем свою Победу?». Георгий Фролов о молодёжи, героях и мужестве →
- В. Скородумов: «Почему войну с Японией забыли?» →
- Зачем нам герои в мирное время? →