Стали ли саратовцы культурнее? Нужны ли музеи региону? Почему 2017 год стал для художественного музей счастливым? Корреспондент «АиФ - Саратов» расспросил руководителя Саратовского художественного музея имени А.Н.Радищева Людмилу Калинину о культуре, перспективах развития.
Как сравнивать?
Олег Винс, «АиФ-Саратов»: Людмила Леонидовна, изменился ли уровень культуры саратовцев за последние десятилетие?
Людмила Калинина: Вопрос не просто и однозначного ответа на него нет. Конфликт поколений, конечно же, есть всегда, независимо ни от каких обстоятельств. Культурные интересы, которые были, например, во времена моего детства, юности никак не совпадали с родительскими. Они пели песни старомодные, взглядов придерживались пуританских (улыбается). Поэтому как сравнивать, по какому критерию судить? Сейчас и дети и молодежь в музей приходит разная, они тянутся к прекрасному. Чего им не хватает? Думаю, знаний! Это связано с проблемами образовательных школьных программ, они сейчас очень специализированы. У людей старшего поколения, учившихся еще в советской школе, сформирована общая картина мира, предметы были взаимосвязаны между собой, соответственно уровень общей эрудиции выше.
Вспомните, еще каких-то 15 лет назад было стыдно чего-то не знать. Развитие интернета перечеркнуло само понятие о знаниях. В любое время, даже на ходу, в транспорте, во время перекуса, можно быстро получить и уточнить любую информацию, сделать запрос, ознакомиться и вникнуть в суть понятий или процесса. Зачем тогда лишние знания, расширение кругозора? Поэтому люди за последние десятилетия не стали менее или более культурны, но вполне конкретных знаний в их головах убавилось. Порой молодежь не знает элементарного. Например, кто такой Наполеон, кто начал Великую отечественную войну.
Посетитель или зритель?
- Как вы считаете, какая часть жителей области приходит к вам сравнительно регулярно, хотя бы раз в год?
- К нам регулярно приходят от 4 до 8% саратовцев, эпизодически - еще больше. Наверное, ждать, что к нам придут все жители региона не приходится. Есть еще туристы, гости Саратова, которые приходят в Саратовский художественный музей имени Радищева. Напомню, он первый, открытый в провинции Российской империи в 1885 году художником А.П.Боголюбовым, внуком А.Н.Радищева и эта информация широко известна в России и за ее пределами. Здесь собрана уникальная коллекция живописи, которую нигде больше не увидишь.
- Не маловато ли ценителей для культурной столицы Поволжья?
- Думаю, нет. Это как раз культурная элита: кто ходит в музеи, театры, консерваторию. Это люди думающие, интересующиеся культурой и историей.. Уверена, со временем, число зрителей вырастит, в том числе и за счет туристов.
- Чем посетитель отличается от зрителя?
- Посетитель - это случайный прохожий, который, возможно, шел мимо и случайно заглянул. А зритель приходит по зову сердца, увидеть произведения искусства, получить эстетическое удовольствие и оставить воспоминания о прекрасном, может быть, на всю жизнь.
- Большую часть времени музей пустой?
- Нет, конечно. Днем приходят студенты и школьники, их цель - образование, изучение истории культуры, культурологии. Для занятых на работе, в прошлом году попробовали сдвинуть время открытия и закрытия два дня в неделю (четверг и пятница) с 12-00 до 20-00. Кроме того, готовим специальные программы «В пятницу вечером», выставки, встречи с искусствоведами.. И люди стали приходить! Корпус музея на улице Первомайской открыт теперь по такому графику все пять дней в неделю А в выходные - программы для детей с 5 лет: выставки, творческие мастерские, студии. Родители приводят детей, они всеми силами стараются дать им образование, воспитание, понимание языка изобразительного искусства.
- Ежегодная ночь музеев - это не профанация высокого искусства? Так же можно и до вечеринок у экспозиций дойти?
- Не думаю. В первые годы приходили взрослые люди, теперь все чаще - молодежь, от 18 до 30 лет. Тренд последнего времени - родители с маленькими детьми. Мы как раз и решаем задачу получить новых зрителей, которые что-то узнают для себя интересного, проникнутся высоким искусством. Меня впечатляет реакция детей, самая первая и самая непосредственная. В Петровском зале здания на улице Радищева (самый большой зал, где установлена статуя Петра Первого, - авт.) они часто раскидывают руки и изображают себя летящим на самолете. Им хочется взлететь от такого избытка эмоций, рожденных экспозицией.
Что приглянулось?
- Какой экспонат им еще приглянулся?
- В фойе того же корпуса есть фигура лежащего ангела. Хотя это и запрещено, но они стараются тайком потрогать его мраморное тело, за голову, волосы. Иногда спрашивают у экскурсовода: «А что ему снится?». Думаю, поход в музей они запоминают на всю жизнь, оставляя при себе частичку нашей истории и любви к искусству.
- Расскажите о проблемах, существующих в сфере культуры. Помню времена, когда круг забот директора был такой: в подвале старинного здания на улице Радищева стояла вода и речь шла о сохранности здания и уникальных картин. А еще - мизерные зарплаты у персонала.
- Проблема нехватки денег, конечно, есть. Но по сравнению с прежними временами, она не такая острая. Зарплата - на уровне средней по Саратову. А главное, 2017 год для Радищевского музея - счастливый.
Во-первых, в Энгельсе откроется еще один филиал музея - городская усадьба с экспозицией. Идея его создания появилась 30 лет назад. В задании, переданном нам в 2000 году, завершаются ремонтно-реставрационные работы, скоро начнется установка экспозиции. Словом, в городе-спутнике Сакратова будет еще один музей - художественный, рассказывающий о культуре XX века.
Во-вторых, музею передают здание бывшей саратовской биржи (раньше его занимал истфак СГУ, затем корпус ПАГСА) расположенной на Театральной площади областного центра. Здесь разместится экспозиция современного искусства, русского авангарда.
И третье, в Хвалынске будет отремонтирована картинная галерея имени Петрова-Водкина, кстати, это тоже филиал Радищевского музея. Договор подписан, деньги выделены, скоро начнутся работы.
- Специалистов в вашей отрасли хватает?
- К сожалению, очень редка стала профессия реставратора. Ей нужно долго учиться, нельзя же не специалиста допустить к произведениям искусства. У нас сейчас работают 3 сотрудника по восстановлению масляной живописи, два - икон, столько же - графики, есть реставратор ткани, дерева. Хотелось бы, чтобы в Саратовском художественном училище имени Боголюбова открылась группа по подготовке реставраторов. Они нам очень нужны.
Цензура - внутренняя
- Был случай, когда объектом современного искусства назывался разводной мост с нарисованным на нем фаллосом, поднятый в центре Питера. Нужна ли цензура современному искусству, учреждениям культуры?
- Мы такого «искусства» позволит себе не можем (улыбается). По моему мнению, есть объект искусства, а есть эпатаж. Возможно, обратить внимание общества, заострить проблему, с помощью такого перфоманса, акции удается. Вы же сейчас вспомнили об этом. Но внутренняя цензура есть не только у директора музея, но и у наблюдательного совета и нашего учредителя - министерства культуры Российской Федерации, а также у многих людей, которые приходят к нам. Разговор о культурной ценности произведения должны вести профессионалы, и публично. К сожалению, сейчас полностью отсутствует такое направление в журналистике, как художественная критика. А ведь раньше она была, велись дискуссии, высказывались различные мнения по разным вопросам. Мечтаю, чтобы оно снова возродилось.
- В музее выставлялся «Черный квадрат» К. Малевича. Какую самую парадоксальную характеристику произведения приходилось слышать?
- Один посетитель сказал: «Ничего особенного, я тоже так могу нарисовать».
- Расскажите самую интересную, необычную историю, связанную с музеем, которая вас удивила.
- Несколько лет назад поступил запрос с разрешением использовать одну из картин Саратовского художественного музея имени Радищева для оформления аромата, созданного одним из известных французских брендов. Это портрет «Великая княгиня Екатерина Алексеевна» (будущая императрица Екатерина II) кисти русского художника Алексея Антропова. Он произвел впечатление, вдохновил художников запаха на поиск новых сладковато-горьких оттенков. Созданное ими произведение можно описать словами «чувственная власть» и состоит из ноток лимона, ванили, пачули и еще нескольких компонентов.