Нужна ли нам прививка от беспамятства? (14.12.2011)

   
   

Отношение саратовцев к прошлому - изменилось

В преддверии 125-летнего юбилея областного музея краеведения директор культурного учреждения Евгений Казанцев поделился с корреспондентом «АиФ - Саратов» своим мыслями о том, насколько изменилось отношение саратовцев к истории и памяти за последние годы, почему молодежь неохотно ходит в музеи, а те, кто постарше, пополняют их фонды семейными реликвиями.

Цена билета значения не имеет

- Современная жизнь заметно подорожала, а зарплаты и пенсии почти не растут. Для большинства из нас телевидение стало чуть ли не единственным культурным источником… Вы с этим согласны?

- Не согласен, поскольку уверен, что привязывать финансовое благополучие к заинтересованности культурной жизнью не совсем правильно. Гораздо уместнее было бы говорить об уровне духовности каждого человека, степени его внутренней культуры. Посмотрите, как отчетливо это проявляется в молодежной среде. Многие подростки не проявляют активности в посещении музеев, они охотнее ходят в кинотеатры. Но сколько раз нам приходилось замечать, как однажды, пусть даже не добровольно, а в сопровождении учителя посетив одну-две исторические экспозиции, школьники возвращались к ним вновь. Почему? Их манит не столько сопроводительный рассказ об особенностях той или иной эпохи - это можно прочесть в любом справочнике, сколько возможность соприкоснуться с вещественными свидетелями истории. Взять к примеру, предметы, найденные во время археологических раскопок Увека или те, что представлены на выставке, посвященной космической тематике. Молодежь влечет все таинственное и загадочное - то, что может иметь продолжение в их воображении, что можно домыслить и дофантазировать. О стоимости билета здесь речь совсем не идет. Еще меньше о ней думают те, кто постарше, в ком уже проснулся осознанный интерес к истории родного края. И вот что удивительно: горожане, и надо сказать, далеко не зажиточные, начали активно пополнять музейные фонды семейными реликвиями. Несут дневники, предметы быта, утратившие свою практическую ценность, и прочее. Свое последнее пристанище эти вещи могли бы найти на какой-нибудь свалке или в частных коллекциях, но - нет. Они становятся всеобщим достоянием, несмотря на денежный эквивалент, предлагаемый скупщиками антиквариата.

В ногу со временем

- Фактически тем же «наживаются» библиотечные фонды. Насколько комфортно себя чувствует культура в условиях финансирования, как говорят, по остаточному принципу?

- Эта проблема не новая. Но, к нашему счастью, отношение к учреждениям культуры со стороны правительства в последнее время изменилось. Деньги стали выделяться не только на экспонирование выставок, издательскую деятельность, но и на содержание материальной базы музея. Конечно, это финансирование нельзя назвать достаточным, оно не покрывает всех наших потребностей - что совершенно естественно, но основные проекты мы все же реализуем и довольно успешно. Я думаю, что интерес к культуре и истории должен проявляется не только в силу генетической потребности и памяти, но еще как результат творческой деятельности специалистов. Музеи должны идти в ногу со временем, отвечать социальному спросу.

- Не находите, что это - миссия театров и кинотеатров, интерпретирующих нашу повседневность?

- Не только. Каждое учреждение культуры в той или иной степени является связующим звеном между прошлым и настоящем. То, что происходит сейчас, завтра уже история. Сегодняшние модницы, например, с трудом воспринимают тот факт, что в 50-60-х годах прошлого века в нашей стране эталоном вкуса считались духи «Красная Москва», а японский зонтик был элементом шика... Для них это не то что вчерашний день, это уже история, и хорошо, если ее отдельная страничка. Но ведь эта страничка пока еще живая...

Верно утверждение, что время перед памятью бессильно. Совершив очередной виток, история вновь возвращается на исходную точку. Посмотрите, как молодежь стала живо интересоваться старыми преданиями, обычаями и традициями. Они буквально вошли в моду. Взять, к примеру, свадебный обряд: девичник, прощание невесты с родителями, ее выкуп. Думаю, излишне говорить о том, какой ажиотаж уже несколько лет подряд имеет костюмированная программа для молодоженов в день бракосочетания. От желающих стать ее участниками нет отбоя. Не в каждой семье отдают уважительную дань памяти, храня и передавая в наследство обычаи и традиции. Но у молодежи появилось желание их возродить. Не меньший интерес у саратовцев вызывают организуемые «Вечера под старым абажуром», «реанимирующие» дух послевоенного времени.

- Справедливо ли утверждать, что отношение к истории стало более бережным, нежели прежде? Нужна ли нам дополнительная «инъекция» памяти?

-Прививку от беспамятства каждый из нас получает в момент общения с прародителями, а во время регулярных посещений учреждений культуры у человека вырабатывается стойкий иммунитет. Если бы мы не видели заинтересованных глаз посетителей музея, в нашей работе не было бы никакого смысла. Да, отношение саратовцев к прошлому в последнее время заметно изменилось. Стало больше внимания уделяться памятникам старины. Многим из них присвоен статус федерального и регионального уровня, они взяты под охрану государства. Состояние некоторых из них, к сожалению, вызывает серьезную озабоченность.

Досье: Казанцев Евгений Михайлович родился в 1955 году. Окончил с отличием исторический факультет Мордовского государственного университета им. М. П. Огарева, Саратовскую государственную академию права. С 2009 года является директором Саратовского областного музея краеведения.

Смотрите также: