Легко ли в нашем регионе заниматься бизнесом? «Не сложнее, чем в любом другом», - уверяет президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев. Но если правительство страны и местная власть дают предпринимательству «зеленый свет», почему не сокращается число безработных? Самозанятость у саратовцев не в почете?
Легкие деньги
- Помнится, когда производство начало сворачиваться, многие были не прочь попробовать себя в предпринимательстве. Затем шкалу приоритетов возглавила госслужба. А как сегодняшняя молодежь смотрит на занятие бизнесом?
- Я прекрасно помню, как в 1990-х зарождалось предпринимательство, и не понаслышке знаю, что значит быть первопроходцем. Вернувшись из армии, пополнил ряды начинающих бизнесменов. Время тогда было романтическое, но весьма жестокое. Многим казалось: открой свое дело, и прибыль польется рекой. Наиболее хватким действительно везло, они сколачивали состояния. Но из-за неумения грамотно распорядиться большим капиталом нередко его теряли. Бандитизм процветал. Несмотря на это, стереотип «быть предпринимателем легко» просуществовал довольно долго. Люди не понимали, что для бизнеса одного вдохновения мало. Нужна еще крепкая хватка и умение работать на результат.
Неудивительно, что молодежь со временем изменила приоритеты. Государственная служба одних привлекает социальной стабильностью, других - потребностью выразить патриотические чувства, а третьих - легкими доходами. Но не стоит забывать про ответственность перед законом.
Я с большим уважением отношусь к профессиональным чиновникам и презрительно - к чинушам.
Сегодня все меньше и меньше желающих заняться бизнесом. Отчасти это связано с боязнью родителей. Хлебнув пуд лиха в 90-х, они думают: пусть ребенок лучше учится на юриста-экономиста, лишь бы не повторял мою судьбу. А вторая причина - в отсутствии подготовительной базы. Увы, в институтах предпринимательству не учат.
Лучше всякого учителя
- Рыночная экономика - лучше всякого учителя. Но чтобы встать на ноги, нужны благоприятные условия. Если при Аяцкове предприниматели чувствовали поддержку, то при Ипатове ситуация усложнилась. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию?
- Дмитрий Федорович был харизматичным губернатором. При нем был создан первый в области Совет предпринимателей, который работал в тандеме с властью. Павел Леонидович больше внимания уделял промышленности, а бизнес курировали его заместители. Нынешний глава региона Валерий Васильевич Радаев счел такой подход неправильным и возобновил встречи с нами. Несмотря на сложное финансовое положение, в котором оказалась область, Радаев находит возможность для поддержки не только аграриев и бюджетников, но и предпринимателей. По целевой программе бизнесу выделяются беспрецедентные суммы, и надо сказать, результат - налицо.
Бывая в разных субъектах, невольно сравниваю положение дел и всякий раз прихожу к выводу, что Саратов - весьма продвинутый город. По своей креативности и мобильности наши предприниматели - одни из сильнейших в стране.
- Меж тем, они нередко выражают недовольство условиями для развития бизнеса. Как на саратовском бизнес-сообществе отразилось увеличение налоговых нагрузок?
- Хорошо, что бизнесмены возмущаются - это значит, работа не стоит на месте. И если бы не громкие протесты - а против повышения страховых взносов категорично выступали и ТПП, и «Опора России», и «Деловая Россия» - число закрытых ИП было бы гораздо больше. Судите сами: за считанные месяцы (с января по март) текущего года область потеряла 5 тысяч индивидуальных предпринимателей. Сложно представить, с чем бы мы остались на сегодняшний день, пустив ситуацию на самотек. К счастью, правительство страны нас услышало, региональная власть поддержала. Сейчас идет дискуссия по поводу двухгодичного освобождения от налогового бремени индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных впервые.
- А какие сферы деятельности в качестве площадок для открытия собственного дела привлекают саратовцев больше всего?
- Сегодня, впрочем, как и 10 лет назад, наиболее прибыльными, а потому перспективными являются предприятия торговли и общественного питания. Их доход составляет 24,5 процента от общего денежного оборота в секторе. В 2004 году (для сравнения) этот показатель был 36 процентов. Но это не говорит о том, что отрасль сбавила темпы - просто сместились акценты. Начала развиваться переработка, в том числе переработка сельхозпродукции. Ее доля в общей «валовке» малого и среднего бизнеса составляет 18,2 процента. В 2004 году было всего 11. А замыкает тройку лидеров риэлторские и строительные компании с «удельным весом» 13,8 процентов.
Ущемленные интересы
- С какими вопросами и проблемами к вам как уполномоченному по защите прав предпринимателей области саратовцы обращаются чаще всего?
- Жалоб много, но большая часть касается неурегулированных земельных отношений, незаконного строительства и решения судов по сносу незаконно возведенных объектов на арендованной земле. Вопросы довольно серьезные, если учесть, что люди вкладывают в бизнес весь свой капитал и рискуют остаться ни с чем. Однако их беда еще и в том, что они рассчитывают на авось, который зачастую подводит. Меняется власть - меняются ее интересы, а страдают, как правило, предприниматели.
Немалое напряжение возникает и в решении вопросов, связанных с закрытием рынков. Не буду спорить: многие из них себя давно изжили, и на данный момент представляют кладезь антисанитарии и криминала. Но, как и в случае с закрытием торговых павильонов, наша позиция такова: людей нельзя бросать один на один с проблемами. Надо давать возможность переносить дело на другую площадку - вот это хозяйственный подход с пониманием, что предприниматель работает не один, а в коллективе 2-3 человек, за которых он платит налоги.
- Если говорить о кадрах, для саратовских предпринимателей эта проблема решенная?
- Нет, она стоит довольно остро. Но самое интересное в том, что при существующей безработице - пусть она у нас небольшая - люди не рвутся на работу. Молодежь не видит перспектив ни в самозанятости, при том, что любой старт-ап начинается не с самых больших денег и при грамотном подходе быстро окупается, ни в производстве. Система профтехобразования разрушена, средний возраст профессионального заводского труженика близок к 55 годам. На рынке труда очевиден дефицит рабочих рук.
Как решить эту проблему, если зарплата в 16-17 тысяч рублей сегодня никого не устраивает?
В 90-х годах дефицит кадров в бизнесе отчасти восполнялся за счет инвалидов. Принимая на работу человека с ограниченными возможностями, работодатель освобождался от налоговых нагрузок. Эта практика распространена и за рубежом. Но очевидно, что далеко не все отрасли смогут нормально функционировать при таком подходе. Людям нужно менять отношение к жизни и избавляться от иждивенческой психологии.
Досье: Максим Фатеев родился в 1970 году в Саратове. Кандидат экономических наук. Уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Саратовской области. Член Общественной палаты Саратовской области. В 2011 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу.