Выход в открытое воздушное пространство на высоте 6800 метров, а затем спокойное приземление - Евгений Алексеев парашютным спортом занимается уже десять лет. Классические прыжки - для поддержания формы, для души - парашютная акробатика.
Евгений Алексеев - математик. Первый прыжок в поисках острых ощущений он совершил в 2003 году. Потом еще один, через несколько месяцев новый - увлекло. Однако только спустя три года он начал заниматься парашютным спортом регулярно. Уволился с работы, пришел в аэроклуб. Сейчас Евгений - начальник Саратовского аэроклуба. Сам он уже 556 раз поднимался в небо. Крайний раз (парашютисты не говорят «последний») - в минувшие выходные.
- Парашютный спорт - экстремальный, с этим никто не поспорит, но он не настолько опасен, как принято думать. Современная техника, которая используется для прыжков, надежна. Травмы происходят по собственной вине - из-за невнимательности, ошибок и, к счастью, не так уж часто. Если говорить о травматичности, то горные лыжи, к примеру, опаснее, - уверяет Евгений Алексеев.
Сегодня возглавляемый им клуб - единственное место в области, где молодые люди могут заниматься парашютным спортом. Только в 2010 году более 1000 молодых людей впервые выполнили прыжки с парашютом в Саратовском аэроклубе. С каждым годом всё больше саратовцев ищут острых ощущений в небе. Но в спорте остаются единицы: профессиональных спортсменов в аэроклубе 84.
- За удовольствие заниматься парашютным спортом сегодня приходится дорого платить. Все снаряжение спортсмены-парашютисты покупают себе сами. Участвовать в прыжках могут за собственный счет. А ведь когда-то аэроклуб был одним из лучших в нашей стране. С летного поля аэродрома в 1955 году впервые поднялся в небо космонавт-землянин номер один Юрий Гагарин, - рассказывает Евгений Алексеев.
Акробатика в воздухе
Максимальная высота, которая покорялась парашютисту, - 6800 метров, минимальная - 100 метров (спуск на воду). Чаще всего приходится прыгать в родном регионе, а значит на высоте до 3000 метров с вертолета МИМ2. (Многие спортсмены достигли такого уровня, что могут прыгать с самолетов АН28, Л410, только их у нас нет. - Авт.). Но число километров над землей - это теперь для Е. Алексеева не главное.
Евгений уже не участвует в классических соревнованиях - в прыжках на точность приземления: он ставит рекорды в классе «Больших формаций». Более 200 парашютистов прыгают из самолета и из своих тел рисуют фигуру. Не просто что получится, а то, что было запланировано. И удерживают картинку (формацию, говоря профессиональным языком парашютистов) в течение нескольких секунд.
В 2011 году был установлен рекорд России с формацией из 201 участника. «С высоты более 6 километров мы собрали в воздухе фигуру в виде цветка», - вспоминает саратовский спортсмен. В 2012 году рекорд России был побит: картину создавали уже 209 человек.
Спорт для ответственных
Построению рекордных формаций предшествует долгая подготовка. И не только непосредственно перед прыжком. Для поддержания формы необходимы регулярные тренировки.
- Саратовские парашютисты главным образом ориентированы на участие в «Больших формациях». Но есть и ребята, которые участвуют в классических соревнованиях. Недавно наша команда достойно выступила на чемпионате Приволжского округа по парашютному спорту, - не без гордости отмечает спортсмен.
В парашютный спорт приходят очень разные люди, и каждый находит что-то для себя.
- Первый прыжок совершают, как правило, ради самоутверждения, чтобы доказать себе и окружающим способность совершить экстремальный поступок. Для одних этого достаточно, для других парашютизм превращается в хобби, для третьих - становится образом жизни, - признается Евгений Алексеев.
А вот профессией - нечасто. Мало востребована. До 1993 года аэроклуб готовил юношей для прохождения службы в десантных войсках и ВВС. Сейчас парашютисты демонстрируют прыжки на городских праздниках. В патрулировании лесов, санавиации саратовских спортсменов не задействуют.
Кстати
Ежегодно 26 июля профессионалы и любители отмечают свой День парашютиста. Официально этой даты в календаре праздников нет. Спортсмены уверены, что это пока.