Примерное время чтения: 5 минут
2570

Непростая задача. Почему пятёрка на ЕГЭ по физике - редкость?

АиФ-Саратов № 25. "АиФ-Саратов" 18/06/2014

Почему саратовские школьники проваливают экзамены по физике? Мечтают ли абитуриенты о столичном образовании? Сложно ли выпускникам физфака найти высокооплачиваемую работу? Своим мнением по этому поводу поделилась Людмила Егорова - Заслуженный учитель России, кандидат физико-математических наук.

Дарья Степанюк: Единые государственные экзамены в обязательном порядке сдают уже шестой год. Противники ЕГЭ, как правило, «лирики». А как к тестам относятся «физики»?

Людмила Егорова: Тесты составлены на достаточно высоком уровне. Для успешного решения заданий части С контрольно-измерительных материалов требуются не только знания, но и исследовательские навыки. Справится с такими заданиями могут ученики, которые имеют твердую пятерку в обычной школе, или те, которые учатся в профильных классах или посещают дополнительные занятия.

В фаворе или в опале?

- Физика - пожалуй, самый обсуждаемый предмет в этом году. То со стороны профильных чиновников звучат речи о снижении требований к уровню физических знаний выпускников, то дискутируется введение предмета в число обязательных ЕГЭ.

- Я считаю, что выпускники школ, лицеев, гимназий независимо от выбранного профиля должны изучать физику в объеме, необходимом для решения центральной проблемы современного образования - формирования научного мировоззрения. Только при условии освоения современной научной картины мира мы можем противостоять лавине псевдонаучных «знаний», которая обрушилась на наше общество в последние годы, воспитать поколение, обладающее самостоятельным критическим мышлением и умением оперировать научными доказательствами явлений и процессов. Развитие производства, различных отраслей науки и техники в недалеком будущем станет полностью зависеть от успешности решения задач по передаче знаний сегодняшним школьникам. Физика развивает логическое мышление! С уверенностью можно утверждать, что в предметном поле общей средней школы явно недооценивается креативный потенциал физического знания. Выделенное для преподавания физики в школе количество часов (2 часа в основной общей и от 2 до 5 часов в средней общей школе) явно недостаточно. Практикующий учитель физики согласится со мной: урок в 40 минут - это не всегда удачная попытка «объять необъятное».

А вот вопрос о включении физики в перечень обязательных предметов для сдачи ЕГЭ вполне обоснован. Однако последовательность действий администраторов от образования всех уровней при его реализации нуждается в тщательной проработке.

- Но школьники боятся сдавать физику даже добровольно. Менее четверти от общего числа выпускников выбрали ее для сдачи ЕГЭ. Да и результат печалит: более 80 баллов набрали менее 2% учеников. Навязывание экзамена не добавит ли число «двоечников»?

- Для ответа на этот вопрос могу привести некоторые цифры.

Досье:
Людмила Егорова, учитель физики высшей квалификационной категории «Гимназия № 4», эксперт ЕГЭ по физике, председатель экспертной группы по физике для учителей высшей категории при Главной аттестационной комиссии.
В нашей гимназии в 2014 году по сравнению с 2013 годом количество сдающих физику увеличилось на 43%. Этот прирост радует, он свидетельствует прежде всего о том, что к выпускникам приходит понимание возрастающей роли естественнонаучного образования. Но в то же время увеличение количества сдающих физику по выбору не говорит о качестве знаний учащихся. Я в течение ряда лет являюсь экспертом по проверке экзаменационных работ по физике. В этом году из 120 проверенных мною работ выпускников различных школ (часть С) только две заслуживали должного внимания: решение четырех задач в них было оценено в три балла (максимальный балл) и две - в два балла. И это при том, что задания части С в этом году были однозначно легче прошлогодних. Можно ли количество превратить в качество? Можно ли в кратчайший срок поднять уровень подготовленности выпускников к сдаче ЕГЭ по физике как обязательного предмета? Можно. Факторов повышения качества физического образования много, и они хорошо известны: усиление материально-технической базы учебного процесса - приобретение современного оборудования для проведения демонстрационного физического эксперимента, повышение квалификации учителей. И главное - это увеличение количества учебных часов на изучение физики.

Больше свободы

- Вы в школе работаете давно. На ваш взгляд, сегодняшние отличники больше нацелены на учебу в столице или же выбирают для обучения саратовские вузы?

- Я бы не сказала, что абитуриент сегодня явно стремится в Москву. У меня был выпускник, который по физике набрал 94 балла из 100 возможных. С такими результатами он мог претендовать на место практически в любом из ведущих вузов страны, а выбрал он наш госуниверситет. Но есть и ученики, которые целенаправленно выбирают МФТИ, МГУ, МИФИ. На мой взгляд, учитель должен помогать ученику в выборе образовательной траектории. Я сторонница столичного образования, которое объективно открывает больше шансов для успешного высокооплачиваемого трудоустройства.

- Третий год саратовские школы набирают учеников в первые классы по прописке. На ваш взгляд, стоит ли прикреплять детей к школе по месту жительства или нужно оставить за родителям право выбора учебного заведения?

- За нашей гимназией закреплен определённый микрорайон. Вместе с тем нам предоставлена возможность набирать детей не только по месту жительства, но и по заявлению родителей. Учеников к нам возят со всего Саратова и даже из Энгельса. Я считаю, что учителя должны работать с теми учениками, которые успешно справляются с образовательными программами, независимо от места жительства. Надо иметь в виду, что лицеи, гимназии - инновационные учреждения, призванные формировать будущую элиту, а не тянуть слабых учеников до окончания школы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах