73

Какой будет школа будущего?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Саратов 27/04/2011

На днях были озвучены очередные предложения по реформированию старшей школы.

О новых стандартах системы образования, о том, почему учительский труд перестал пользоваться прежним уважением, и каким должен быть ученик, чтобы добиться успехов во взрослой жизни, корреспондент «АиФ - Саратов» побеседовал с министром образования области Гарри Татарковым.

«Не слушайте профессионалов»

- Гарри Николаевич, существует ли рейтинг общеобразовательных учреждений, на который могут опираться родители при выборе школы для ребенка?

- Безусловно, внутриведомственный анализ деятельности школы и результатов ее работы проводится. Однако мы категорически против того, чтобы выносить эту систему на суд родителей. И, кстати, в этом с нами солидарно федеральное ведомство.

Как же поступать родителям? Могу дать совет: не слушайте профессионалов, лучше обратитесь к тем же родителям, чьи дети ходят в ту или иную школу. Ведь именно родитель является основным заказчиком услуг образовательного рынка. И только он может беспристрастно оценить их качество. Тем более что в последние годы после введения нормативного финансирования между образовательными учреждениями появилась конкуренция, школы стали бороться за учеников.

- С 1 сентября будет действовать новый стандарт начальной школы. Общественники и родители уже бьют тревогу: якобы нагрузка у детей будет непосильной...

- Данные стандарты в пилотном режиме действуют уже в 12% школ области. И пока радикально отрицательных отзывов от родителей я не слышал. Да, встречал точки зрения волнующихся экспертов, видел интересный опыт по внедрению этих стандартов. Замечу, что профессиональная их оценка достаточно высока. Согласно нововведениям учебная нагрузка будет дополняться внеурочной занятостью, развивающей, проектной деятельностью, знакомством с высокими технологиями, с тем, что будет окружать во взрослой жизни. Но непосильной загруженность для учеников не окажется.

Равняемся на Америку и Европу?

- Как профессионалы относятся к предложенным изменениям в старшей школе?

- Я «за» эти стандарты. Надо четко понимать: речь идет об обучении 10-11 классов. На этапе среднего звена, когда ребенок получает общую картину мира, никаких изменений не будет. В старшей же школе ученик определяется со своим будущим. Мой опыт как преподавателя и директора показывает: ученики и без указки сверху сами разделяют предметы на нужные и ненужные. На одних уроках они используют весь свой потенциал, а на других - просто просиживают на уроках, тратя собственное время.

В чем преимущество новых стандартов? Да, количество предметов сокращается, но зато по широкому спектру предлагается более глубокое изучение. Пока же мы имеем банальное смешение профильности и общей программы, которое приводит к перегрузке и неэффективности. Да, недостатки в предлагаемых стандартах есть. Например, меня особенно волнует, а справится ли старая модель старшей школы с теми задачами профильности.

На этот счет возникают большие сомнения. Поэтому вместо сбора подписей надо уже приступать к «обкатке» стандартов на мощных образовательных учреждениях. Посмотрите, к чему в результате пришла Европа: там старшее звено отделено от общего.

Существующая школа несет в себе огромное число проблем: например, искусственность процесса обучения, несамостоятельность школьника в этом процессе. Мы не учим детей добывать знания и ставить самостоятельно задачи. Система взаимоотношений в школе далека от того, с чем сталкивается человек во взрослой жизни: ученик чаще всего является лишь исполнителем тех или иных задач.

Между тем, экономике будущего требуется огромный пласт людей, которые являются не исполнителями, а исследователями, которые могут сами поставить задачу, провести исследование, найти путь решения и получить результат.

Чтобы увидеть минусы современной системы образования, достаточно посмотреть, как устраиваются в жизни ученики одного класса - отличники и троечники. Зачастую именно последние оказываются на высоте. И в этом виновата прежде всего школа, которая не подготовила выпускника к вхождению в жизнь, к тому, чтобы он умел применить полученные знания себе во благо.

Даже хулигана надо любить

- Если говорить о школе будущего, нельзя не вспомнить об уровне зарплат учителей. Сегодня эту проблему обсуждают на самых разных уровнях. А во сколько бы вы оценили труд учителя?

- Его сложно оценить. Учитель должен непрерывно развиваться, но ему мало обладать знаниями, у него должна быть харизма и определенная психология поведения. Хороший учитель должен уметь понимать учеников и принимать нестандартные решения в самых каверзных ситуациях, причем всегда с заделом на будущее. Думаю, в ближайшее десятилетие труд учителя будет одним из самых высокооплачиваемых. Кроме того, изменится и отношение к этой профессии.

- Пока же не всегда можно говорить об элементарном уважении даже со стороны учеников...

- Действительно, в последнее время то и дело мы слышим о случаях, когда педагог становится жертвой учеников. Кто в этом виноват? Уверен, что чаще всего сам учитель. Значит, он когда-то показал свою слабость, не удержал на должном уровне дисциплину в классе. А это - итог непрофессионализма. Хороший учитель должен уметь решать проблемы, даже не повышая голоса. Любого ученика, даже последнего хулигана, надо любить. Дети остро чувствуют нелюбовь, презрение и платят той же монетой.

Учиться, а не делать вид

- Старшеклассники уже задумываются о выборе профессии. Что можете посоветовать?

- Если посмотреть на перспективы экономического развития, то нам нужны будут технари во всех направлениях. На этот курс равняется и политика государства - число бюджетных мест на технические специальности становится с каждым годом все больше, а социальных, экономических и юридических сокращается. Но будущему абитуриенту я бы рекомендовал выбирать качественное фундаментальное образование.

Надо понимать, что сегодняшний старшеклассник после вуза будет жить в условиях инновационной экономики, когда человек должен быть прежде всего мобильным. Наверное, таких рабочих биографий, которыми гордились наши родители, десятилетия проработав на одном заводе, уже не будет.

Но даже не заглядывая так далеко, могу дать самый простой совет: когда поступите - учитесь, а не делайте вид. Молодость ведь не уйдет после окончания вуза. А вот самый продуктивный возраст, который можно использовать для своего развития и работать на себя, быстро пройдет. Человек, который не уделяет внимания учебе, образованию, обкрадывает себя на всю жизнь.

Наша справка

Гарри Татарков - министр образования области, в 2005-2010 г. г. - директор физико-математического лицея № 1 г. Саратова. Имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах