Расставим акценты
Наиля Кязимова: Марина Петровна, сегодня всё чаще говорят об ухудшении образования и слабости школ. Что вы думаете по этому поводу?
Марина Вишневская: Я не считаю, что наше образование стало хуже. Оно, безусловно, стало другим. Сейчас прикладываются очень большие усилия для развития этой сферы. Конечно, жизнь меняется и школа должна успевать за временем.
Кроме того, современной школе нужно обратить внимание на подготовку технических специалистов. В последнее время преимущество имела гуманитарная сфера. А ведь сегодня перед нами стоит задача прорыва в технической области, созрела насущная необходимость направить как можно больше усилий на технический кластер школы - математику, физику, информатику.
- Школьная программа с каждым годом становится сложнее, а между тем нужным предметам сокращают часы. Как быть в этой ситуации?
- В школах, которые ведут профильное обучение, ученик может расширить свои знания по интересующему его предмету на дополнительных занятиях.
Это и элективные курсы, которые обязательны для посещения, и факультативные занятия, которые проходят во внеурочное время. То есть у школы есть возможность «догрузить» недостающие по тому или иному предмету часы. В законе об образовании в этом случае дана большая свобода. И если школа грамотно распределяет свой учебный план, учитывая нужды сегодняшнего дня, ей удаётся компенсировать пробелы в программе за счёт введения дополнительных занятий.А с утверждением о перегрузке учеников я не соглашусь. Сама я школу заканчивала давно и в 10-м классе сдавала 8 экзаменов с интервалом в 3-4 дня. И, тем не менее, в моём аттестате пятёрки. Поэтому я не считаю, что нагрузки возрастают непосильно. Да, жизнь стала стремительнее и требует обрабатывать большие потоки информации, но мы от этого никуда не денемся. Это веяние времени, развитие цивилизации. Я знаю своих выпускников, которые параллельно осваивают две специальности и при этом не жалуются на трудности. Надо уметь распределять время и правильно расставлять акценты. Тот, кто умеет трудиться, достигает высот и может справиться с любой нагрузкой.
Пережиток и современность
- Как вы думаете, нужна ли форма ученикам и учителям?
- Введение единой формы для учителей я не приветствую. Но при этом учитель должен понимать, куда он идёт, и осознавать, что стиль его одежды должен быть деловым.
А вот в отношении учеников я за введение формы. Тогда школьники перестанут соревноваться в одежде и поймут, что вещи не главное. Больше внимания станут уделять самой учёбе. Но школьная форма не должна быть абсолютно универсальной, единая форма для всех - это уже пережиток. Почему бы не ввести в каждой школе разную? К тому же, я знаю, что многие частные колледжи за границей просто гордятся своей формой. Можно было бы последовать их примеру. Но важно, чтобы форма примиряла детей, а не разъединяла, внося в их взаимоотношения раздоры.- Говорят, что дети стали более склонны к насилию. Так ли это?
- Дети изменились со временем. Но они не стали ни хуже, ни лучше, они просто стали другими. Среди них точно также есть очень добрые и не очень добрые, очень творческие и не очень творческие, очень одарённые и не очень одарённые. К насилию склонно вообще всё общество, а школа - это его слепок, его продолжение. Конечно же, стоит поменьше пропагандировать насилие с экранов телевизоров и в тех же компьютерных играх. Ведь если ребёнок видит, как за минуту человек или какое-то существо на экране убивает шестерых себе подобных, то он привыкает к тому, что это норма.
- Считаете ли вы проблемой зависимость молодёжи от интернета?
- Безусловно, зависимость от интернета - серьёзная проблема современности. И я, как преподаватель информатики, это прекрасно понимаю.
На эту тему мы много говорим с детьми, проводим исследования, работаем совместно со школьными психологами и социальным педагогом. Пути преодоления этой зависимости пока только нащупываются. Нужно сделать так, чтобы ребёнку было интересно и комфортно вне интернета. Многие дети уходят от проблем именно в виртуальную сеть. Отвлечь ребёнка от компьютера - очень серьёзная задача, которую силами одной школы решить невозможно. И родители в одиночку этого не решат. Здесь должны подключаться специалисты в области подростковой психологии. Для того чтобы понять, почему для человека важнее пребывание в виртуальном мире, нужны серьёзные научные изыскания. Можно предположить, что этому могут противостоять ценности семьи, спортивные занятия, молодёжный досуг... Так что устранение проблемы интернет-зависимости - это серьёзная государственная задача, и даже шире - цивилизационная.Достойная замена?
- Всё больше школы стремятся перейти к электронной версии учебников, дневников, журналов. Хорошо ли это?
- Я думаю, что в этом есть и положительные, и отрицательные моменты.
- В круг ваших профессиональных интересов входит дистанционное обучение (через интернет). Чем эта виртуальная форма образования вас привлекла?
- Я считаю, что дистанционное обучение даёт дополнительные возможности для работы с детьми.
Во-первых, благодаря этому ребёнок узнаёт, что в интернете можно не только играть, но и учиться.Во-вторых, при малом количестве времени у него есть возможность получить дополнительное образование, не выходя из дома. Этот навык бесценен. Поэтому интернет-обучение - это одна из очень перспективных форм работы в современной жизни. Но, конечно же, это лишь дополнительная форма обучения. Основное образование - это всё-таки классно-урочная система.- А как вы думаете, какой будет школа в будущем?
- Она, несомненно, изменится. Я думаю, что жизнь и цивилизация возьмут своё. Многие вещи и уроки будут заменены теми же электронными учебниками и дистанционным образованием. Школа движется в эту сторону. Но хорошего учителя и живого общения с учениками заменить невозможно.
Досье: Марина Вишневская родилась в 1955 году, выросла и училась в Саратове. В 1972 году окончила среднюю школу №42 (сегодня - гимназия №3), в 1977 году - механико-математический факультет СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Десять лет проработала программистом на оборонном предприятии. С 1987 года преподает информатику в своей родной гимназии №3. Марина Петровна - почётный работник народного образования РФ (1993), победитель Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» (2009) и регионального конкурса учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии в работе (2012), заслуженный учитель РФ (2013).