Глядя на работы Нины Галаниной, невольно задаешься вопросом: что могло пробудить в человеке дар иконописи? Выводить на дереве лики святых могут далеко не все. А тут и «Богородица. Неувядаемый цвет», и «Преображение Господне», и «Избавление от бед всех страждущих»…Коллекция иконописца в общей сложности насчитывает свыше 50 работ.
Книга с «ятями» стала учителем
Живописи Нину Галанину никто не учил. Школьный учитель долгое время прививал навыки рисования, но удивить его своими «шедеврами» у усердной ученицы едва получалось. Что действительно помогло в дальнейшем, так это хорошее понимание психологии цвета. Его будущий иконописец широко применяла в промышленном дизайне. Но все оттенки там просчитывались математикой, имели четкие спектры. Набив за годы работы руку, решила попробовать себя на новом поприще. И случай, надо сказать, подвернулся подходящий. Однажды знатоку многоликой палитры принесли для реставрации икону.
- Откровенно говоря, я даже не знала, как к ней подступиться, - вспоминает Нина Михайловна. - И никогда бы не взялась за это дело, если бы не моя любовь к древне-русскому искусству. Сначала думала, что все иконы пишут маслом, но, заглянув в старую книгу с «ятями», узнала о существовании техники плави.
Придать иконе подобающий вид получилось не сразу. Кисть в неуверенной руке то и дело делала «кляксы». Успокоить нервы и придать твердость письму помог афро-американский джаз - это еще одно увлечение гостьи нашей редакции. Так и пристрастилась к изографии. Ритмичность музыки способствует рождению уникальных картин. Первыми в коллекции были иконы католических богородиц.
В числе поклонников - подростки
Самыми сложными по исполнению, по словам Нины Галаниной, являются сюжетные работы. Это так называемое ярославское письмо. Как-то в Радищевском музее проходила выставка иконографии в названном стиле. Саратовской мастерице она показалась весьма интересной, и, заимствовав технику, начала ее по-своему развивать.
- Вот, например, икона с изображением Петра и Февронии, - демонстрирует свой шедевр поклонница джаза и поэзии Серебряного века. - Супружеская пара, нарисованная в собственной манере.
Будет ли это византийское - жесткое драматическое письмо, афонское - более живописное и объемное или письмо Андрея Рублева, с роскошными яркими красками, Нина Галанина везде привносит толику индивидуальности. Делает списки с икон по канону, а оформляет уже по-своему. Темперные краски помогают создать эффект внутреннего свечения, прозрачность и тончайшие цветовые переходы.
В данный момент мастерица заканчивает писать Кирилла и Мефодия. Взявшись за работу, она сразу решила внести свою лепту: приукрасить книгу в руках создателя славянской азбуки, сделав ее в позолоте.
- Вы думаете, то, что я делаю, - это конец? - интересуется Нина Михайловна. - Потолка-то не бывает. Когда я завершаю работу, мне хочется что-то переделать, потому что вижу изъяны.
Церковь одобряет иконопись саратовчанки. Проявляют к ней интерес мужчины и мальчишки 12-13 лет. По словам автора многочисленных работ, эту тенденцию весьма сложно объяснить, тем не менее, она существует.
Кстати: Русская иконопись - развивавшееся в недрах Православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси.