О преимуществе той или иной породы дерева Иван Шумарин готов рассказывать часами. Трудно поверить, но знания у него не книжные, а жизненные. Брал в руки срез и наблюдал за ним в работе: долго ли сохнет, почему меняет цвет...
«Виновата» перестройка
- Если бы мне сказали в конце 80-х, что буду заниматься деревянной скульптурой, ни за что бы не поверил, - признается краснодеревщик.
Меж тем за два с небольшим десятка лет он так отшлифовал свое мастерство, что диву даешься, глядя на его работы. На счету саратовского мастера - десятки дипломов престижных всероссийских выставок и конкурсов. Один из последних, полученный в Нижнем Новгороде «За оригинальность», ему особенно дорог.
Работа с деревом требует немало терпения и сил, но Иван Юрьевич не жалуется:
- Я даже благодарен перестройке, которую многие бранят. Она разбудила во мне «дремавшие» способности. В семье-то, хоть я и родом из глубинки, резьбой по дереву никто не занимался. А тут попробовал и увлекся. Первые скульптуры были неказистые, но со временем стали все больше походить на своих прототипов.
Понурый французик на лошади сразу привлек к себе внимание.
- А вот крестьянин, указывающий путнику дорогу «до Парижу», - комментирует автор образ второго участника колоритной композиции, хотя к большинству работ пояснения не нужны. Слишком уж они красноречивы сами по себе.
На лицах работяг с вилами наперевес застыли живые эмоции: «Когда рассчитаешь, хозяин?» А у последнего от негодования глаза «горят»: «Сено-то еще не убрано!»
За «оживленной» полемикой бригадира с трудягами с внушительной подставки, словно с пьедестала, наблюдает важная Екатерина Великая с аксельбантом через плечо и табакеркой в руке, а чуть поодаль - ее фаворит Потемкин. О чем-то своем «задумался» генерал-фельдмаршал Кутузов.
- Исторических персонажей делать гораздо проще, чем сказочных, - говорит Иван Шумарин. - Открыл учебник по истории да разглядел все черты лица, особенности фигуры. А вот со сказочными героями сложнее. Они - плод авторских фантазий, передать надуманный характер непросто, но важно. Посмотрите на барона Мюнхгаузена, летящего на ядре. Сколько в нем авантюризма!
Характер выдает породу
Делать фигуры «говорящими» мастеру помогает не только набитая за годы работы рука, но и материал. Самым податливым Иван Юрьевич называет вяз:
- Он только на вид невзрачный, а в деле «играет» яркой палитрой от бордового до сочного оливкового цвета. И срез у него на редкость твердый, что особенно ценится мастерами по дереву. Не менее уважительно я отношусь к дубу, хотя по своей структуре он менее плотный.
Дерево, которое хорошо режется, плохо поддается ручной обработке. И наоборот: чем тяжелее резать материал, тем он надежнее и благороднее.
Кроме местных пород в ход активно идут бук, отличающийся выразительной «мраморной» текстурой, орех и даже африканская махагония.
В коллекции мастера - десятки выразительных фигур, особое место в ней занимают иконы. В данный момент саратовец работает над скульптурой, символизирующей воскресение Христа.
Кстати: Резьба по дереву является одним из самых древних искусств. Первые резные предметы из дерева были обнаружены среди памятников цивилизации у египтян.