У раскаленной печи с молотом в руках он «плетет металлическое кружево». К выразительным резным листочкам присоединяются грозди стальных ягод, изделие все больше начинает походить на виноградную лозу.
«За 16 лет работы научился ковать не только мебель, но еще элементы декора», - признается кузнец со стажем.
Снова в моде
Сколько бы времени ни прошло, а изделия художественной ковки не утрачивают популярность. Они органичны в любом пространстве и стиле, а еще хороши тем, что сочетаются с камнем, стеклом и древесиной, что открывает мастеру безграничные возможности для творчества.
- Комбинировать материалы я начал сравнительно недавно, - рассказывает гость редакции. - Сначала занимался простой ковкой, делал решетки на окна и двери...Вспомните тяжелые чугунные засовы да гремящие цепи на подъемном мосту. Надежность грозного металла всегда внушала уважение. Свое спокойствие железному защитнику люди доверяют по сей день. И многие «обковывают» дома как в средневековье: не только снаружи, но и внутри. Сначала устанавливают массивные ворота, беседку со светильником и мостик через ручей, а затем - перила для лестницы, заслонку для камина. Оценив красоту живого металла, нередко переусердствуют, превращая жилье в железную клетку. А мне больше по душе не столько элементы декора, сколько сам процесс их изготовления.
Чтобы выковать, к примеру, небольшой «ансамбль» из столика и стульев, требуется немало времени, терпения и сил. На это порой уходит не одна, а две или три недели, в зависимости от сложности рисунка и наличия бицепсев. Если кузнец физически крепок, то работа идет дружнее. А так попробуй помахать тяжелым молотом.
- Женщинам такое не под силу, - уверен Константин, хотя готов их радовать эксклюзивом снова и снова. То возьмется за ковку замысловатого подсвечника или люстры, а то - оригинальной вазочки с розой, лепестки которой никогда не завянут. Всему этому он научился в процессе работы. Ни в одном институте кузнечному ремеслу, увы, не учат. Сначала посещал цех опытного мастера в Энгельсе, наблюдал, прислушивался к советам профессионала, а затем встал к наковальне сам.
«С времен очаковских...»
В подлинном кузнечном деле по сей день используются все те же дедовские инструменты: горн, молот, наковальня, щипцы, пробойники, гладилки, клещи и тиски. Из достижений научно-технического прогресса в кузне разве что электро- да газосварка. Не изменились «со времен очаковских и покоренья Крыма» и материалы, с которыми работает кузнец, в основном это - черный металл.
- Труд мастеров художественной ковки тяжел и кропотлив, - говорит собеседник, - но результат зачастую превосходит самые смелые ожидания. Завораживает в процессе работы и огонь. Его желто-красные языки в силах растопить даже «железное сердце». Например, для стали температурный интервал колеблется в пределах 800-1100 градусов по Цельсию, а для алюминиевых сплавов - 420-480.
Когда кусок металла перестает сопротивляться деформированию, проявляя, на первый взгляд, несвойственную ему пластичность, кузнец берется за дело. Если потребуется, может скрутить его в косичку, завязать в узел или изогнуть в петлю, украсив завитками. Одним словом, каждое его действие будет напоминать мазки живописца по полотну.
- Это только кажется, что художественная ковка - занятие рутинное, на самом деле - весьма поэтичное, - подытоживает разговор Константин Лученков. - Это работа творческая, выражающая индивидуальность мастера. Две одинаковые детали или элемента декора сделать невозможно априори.
Кстати
Кованую мебель или элементы декора можно покрасить в любой цвет. В последнее время в моду вошли оттенки старой бронзы, черненого серебра, потемневшей меди с синевато-зеленой патиной, которая способна создать иллюзию антиквариата.