Разбередить городскую душу
- Катерина, чем же покорила горожанку народная песня? Ведь ваши сверстники увлекаются все больше другой музыкой, какой-нибудь очередной «кислотной» культурой…
- Наверное, сегодня многие просто не понимают, что есть народная песня. Даже академические хоры с названиями «народный», далеко не всегда исполняют исконные песни, чаще - лишь обработки или вещицы написанные, что называется, «под фольклор».
Иные просто заняты коммерцией, используя древнюю песню как бренд. Но чтобы по-настоящему разбередить городскую душу, необходимо совсем иное исполнение, нужно чтоб голоса словно «пахли» парным молоком и свежим сеном...
Когда я впервые поехала по отдалённым деревням за материалом, была поражена дивными голосами тамошних певуний. Даже представить не можете, какое счастье слушать и затем самой петь мелодии, петые еще нашими прапрабабушками, которые жили на степных этих просторах столетиями!
Народные мелодии – ведь не простые, а магические. Восклицаниями «И-их!», «Эх!», «Ох!» в древности отгоняли злых духов. У наших предков существовали песни-заговоры, песни-привороты, песни-обереги… Они помогали преодолеть тоску, болезнь, привораживать любимых, бить врага.
Одна бабушка рассказывала удивительную историю о том, как в молодости она спела приглянувшемуся парню «Соловей-соловушка» и через несколько месяцев они уже поженились. Знали деревенские и как расстроить жизнь милого с соперницей...
Вообще, песня – глубокий пласт культуры, включающий в себя и устное народное творчество, и знахарство, и народную педагогику. Отобрать у народа песню, все равно, что лишить его жизни.
Чем гордится Саратов?
- А в чем истинно саратовское звучание?
- Саратовские песни они такие «огромные», широкие по диапазону. Даже в напевах незримо ощущается волжская ширь.
Та же знаменитая «Весной Волга разольется» - с блеском исполняемая в своё время Руслановой - в ней и широта равнинной души, и простор великой реки.
Влияет на мелодическое многообразие и то, что в нашей области проживает более 110 народов, и каждый столетиями привносил в песню свои традиции, свои нотки. Редко где встретишь что-то подобное.
Иной раз хочется перенестись лет на сто, чтобы послушать и посмотреть, как люди выходили на работу с песней, на вечеринку – опять пели, а уж деревенские свадьбы без саратовской гармошки и озорных частушек были просто немыслимы!
В эфире сегодня тотальное засилье однотипного, безликого «продукта». Бесконечное прокручивание однообразных мелодий засоряет информационное пространство. Однако иногда достаточно только напомнить людям, до чего же богаты у нас в области песенные традиции.
Не так давно смотрела на одном из местных телеканалов передачу «Гордись, Саратов!» И представляете, про Лидию Русланову никто даже и не вспомнил. Я позвонила, спросила почему? И на следующий день ко мне приехали снимать сюжет о народной песне.
Решилась подоить козу
- Сегодня традиционную аграрную цивилизацию потеснили города. Как вы думаете, наши предки были счастливее нас?
- Давно заметила, что люди, которые даже сегодня имеют дело с народной песней, чувствуют себя гораздо счастливее остальных, а что уж говорить о наших предках. Не было раньше таких потоков грязи, которые сейчас вокруг, ближе к земле жил человек, каждый имел свой дом, что тоже немаловажно.
Сейчас мало кто из нас, городских, смог бы жить на селе. Уж я бы точно не смогла. Когда на дипломной практике собирала песни, решилась подоить козу - это был для меня шок. Хотя полоть полтора часа огород, а потом идти на рынок продавать картошку, особым подвигом не назвала бы...Просто живой интерес у меня был ко всему этому.
В деревне я увидела, что лица у людей, которые живут близко к земле, какие-то просветленные. А местные бабушки, сидят на лавочке и поют, это для них нормально - подходи и записывай.
Недавно довелось побывать в одной деревушке, где осталось два дома и последние 20 лет там живут всего две пожилые женщины. Ни телефона, ни телевизора, даже проехать на машине туда сложно. Прежде траву еще скосить надо, дороги давно заросли. А ближайшая телефонная будка за 1,5 км. Живут старушки натуральным хозяйством – огород и скотина. Зато поют эти женщины так задушевно!
Наверно, когда видишь каждый день пестрые луга, вековые дубы, яблоньки да вишни – не может это на человеке не отразиться. Хотя конечно и в городе деревья есть, но здесь они иные, слишком «подстриженные» что ли?
Собирая по крупинкам
- Что же в наш прагматичный век привлекает заниматься не самой прибыльной деятельностью как фольклор?
- Действительно, это профессия скорее для души. На самом-то деле благодаря любимым песням я очень богатый человек, за время экспедиций собрано более 110 песен различных жанров! Ведь когда по крупинкам их собираешь, общаешься с людьми, твой внутренний мир обогащается стократ. Представляете, я записала 28 куплетов, которые мне напела старушка, уже долгие годы не встающая с кровати. Так лежа пластом и пела, причем настолько эмоционально. Лет через 20 таких людей, не останется и может быть тогда придут ко мне?
Ведь сейчас мало кто думает о том, что навсегда можно утратить это богатство. Даже по деревням просишь женщин лет 40-50 напеть то, что пели их матери. А в ответ: «Мама вроде пела, да я не больно запоминала, тогда итальянцы в моде были…» А костюмы, это же такая красота, бабушки от недостатка пенсии продают элементы своих костюмов забесценок. Бывало и такое, что мимо дома пройду, сарафаном полы моют. Так и хотелось закричать и отобрать!
Но сохранить песню можно, передавая новому поколению саратовцев. В одном из вузов сегодня создан ансамбль «Славяне». На прошлой «Студенческой весне» мы заняли 2-е место всего после трех недель репетиций. Бывает, сама выступаю перед студентами – и сразу пробуждается интерес.
Сегодня я без песни уже жить не могу и не хочу. В каждом выступлении, будь то концерт с любимой «Благодатью», с курсовым ансамбль, или сольное исполнение, стараюсь донести самый главный смысл и тот огромный подтекст, который хранится в незамысловатых на первый взгляд словах и мелодии. А помогает мне мой любимый педагог - Ирина Львовна Егорова.
Кстати, всегда советую: если вам плохо, тяжело – слушайте народную музыку. Русланову, Мардасову, или современных исполнителей народных песен. Не зря говорят: с песней родиться хорошо и умирать легче. Эта музыка питает, очищает, будто ты в роднике искупался...
Наша справка
Екатерина Голенищева - студентка 4 курса Саратовской консерватории кафедры народного пения и этномузыкологии.
Артистка ансамбля народной песни «Благодать», руководитель И.Л. Егорова