Когда и как появился личный интерес к керамике, Татьяна Полонская затрудняется вспомнить. Лет восемь назад она вряд ли смогла бы предположить, что глина ее настолько увлечет, что она забросит прежнюю профессию.
«Как будто замуж за увлечение вышла», - подшучивают над ней знакомые, едва подозревая близость к истине. Потому что бывший хормейстер на сегодняшний день без глины в руках себя не мыслит.
Игрушки были «страшные-престрашные»
- Любое изделие из глины проходит через тепло рук, пыл сердца и пламя печей, - признается Татьяна в беседе. - Этот материал не любит суеты и небрежности. Будучи капризной от природы, глина требует от человека любви и терпения, внутреннего спокойствия и благодатного расположения.
Первые свои изделия - сувениры - она вспоминает с улыбкой, потому что важным был не столько результат, сколько процесс «общения» с приятным на ощупь материалом. Глина как будто успокаивает. Берешь небольшой кусочек в руки и чувствуешь ее тепло и податливость. Она сама диктует образ. И у нее есть душа.
- Вспомните, что наши предки пользовались глиняной посудой. Без нее мы не обходимся и в наши дни. Глина - это вазы, свистульки, панно и часы…- говорит моя собеседница, - это чистый экологический продукт, из которого можно сделать массу оригинальных вещей. И что интересно, глина чувствует мастера. Как только человек без настроения или, что еще хуже, с неуживчивым характером берется за дело - в результате обязательно получит черепки.
Да, конечно, не боги горшки обжигали. Лепить из глины может научиться каждый, а для того, чтобы изделие получилось живым и светлым, нужна душа. Изо дня в день - целую неделю нужно холить поделку, как ребенка, и тогда она начнет делиться с вами своим хорошим настроением.
«Глина - это диагноз»
- Радость от работы с этим удивительным материалом вряд ли можно передать словами, - продолжает раскрывать секреты гончарного мастерства Татьяна Полонская. - Сначала глину нужно размягчить и избавить ее от пузырьков, потом раскатать, как тесто, и создать образ… Прополоскать, высушить, зачистить. Но самым непредсказуемым этапом многодневного процесса является, конечно, выпечка. Никогда не угадаешь, что получится из первоначальной задумки в результате. Отглазируешь неказистый «шедевр», покрасишь, и душа нарадоваться не может. Я не пониманию тех людей, что сравнивают глину с грязью. Это же наши корни, славянские ценности. Это же наш народный промысел.
И уж совсем не важно, какого вида глину вы держите в своих руках - она может отличаться по текстуре: для посуды - потверже, а для свистулек - помягче, но не своими лечебными качествами. Ведь давно не секрет, что эта благодатная порода используется для борьбы с многочисленными заболеваниями. Лепка из глины является замечательным способом арттерапии вне зависимости от возраста. Делать красивые изделия могут с одинаковым успехом и взрослые, и дети - это развивает глазомер и успокаивает нервы. А еще, кроме прочего, придает рукам подвижность и пластичность.
- Тот, кто однажды приобщился к гончарному искусству, - говорит состоявшийся мастер, - никогда уже не утратит умение видеть и чувствовать прекрасное.
Кстати: Практически вся посуда на Руси вплоть до XX века изготавливалась из глины или дерева, потому что этих материалов было предостаточно. Примерно до X века н.э. керамические изделия на Руси изготавливались вручную, причём их производство считалось уделом женщин. Мужчины приобщились к гончарному искусству с появлением гончарных кругов - специальных устройств для обработки глины.