Для подготовленного зрителя
Алина Кононцева: В чем главное отличие современного искусства от консервативного?
Алексей Трубецков: Термин contemporary art был предложен в середине XX века. Он описывает очень специфические явления в мировом искусстве. При этом художник может использовать и любые художественные техники классических авторов, и новые - фотографию, инсталляцию, перфоманс. Главное, чтобы его мысль была услышана зрителем. А вот каким способом подать эту идею, для современного художника менее важно.
- Это в том числе и привлечение внимания к социальным проблемам, на что нацелена, например, ваша инсталляция в поселке Углевка?
- У меня была серия живописных работ и инсталляции со стаффажами - фигурами солидных людей в костюмах. Эти персонажи были помещены в разные ландшафты, в том числе и в поселке Углевка недалеко от Саратова. Одно дело - просто сфотографировать эти покосившиеся дома, и другое - поместить персонажей, которых мы привыкли видеть на официальных мероприятиях, в непривычную для них среду. Тогда очевиден этот контраст. Ведь, по мне, жители окраины Саратова - такие же горожане: дорога до Углевки заняла минут 10, хотя сами здешние жители себя с городом не ассоциируют.
- Всегда ли понятно зрителю такое искусство?
- Во всем мире ценителей современного искусства не так много. Меня часто спрашивали о смысле тех или иных работ. К примеру, многие задавались вопросом: что особенного в «Чёрном квадрате» Малевича? В попытках ответа на него у меня получился курс лекций. Они не связаны с полноценным образованием - это, скорее, передача опыта зрительского восприятия, потому что подготовленному зрителю легче получить удовольствие от работ современного искусства. Ощущение сопереживания, того, что ты установил интеллектуальный контакт с человеком, который находится за многие километры от тебя, ни с чем не сравнимо.
Нужен ориентир
- Развито ли это направление в нашем городе?
- К сожалению, в Саратовской области художников современного искусства очень мало. Любопытно, что огромное количество выпускников художественного училища, дизайнерских факультетов не интересуются этим направлением. На мой взгляд, это связано с тем, что у нас нет институций, которые обучали бы современному искусству. Кроме того, в Саратове нет ни одного по-настоящему известного художника, который мог бы стать ориентиром для молодых и показать им, что существует другой мир помимо консервативного искусства.
- Доступны ли саратовским художникам выставочные площадки?
- Выставки современного искусства проводились в Радищевском музее, музее им. Павла Кузнецова, определенное влияние оказали фестивали «Завод». Еще одним шагом в сторону развития современного искусства в Саратове стало открытие «ИМХО-галереи» в начале этого года на площадке Дома работников искусств. Совместно с энтузиастами этого направления Алиной Белоусовой и Анастасией Колесниковой мы затеяли этот некоммерческий проект, чтобы жители нашего города имели возможность увидеть работы авторов не только из Саратова, но и со всей России.