Саратовская консерватория по праву является визитной карточкой не только города, но и всей нашей области. Чем «дышит» музыкальный вуз сегодня и какую роль играет в сохранении высокого уровня культуры?
Ответы на эти и другие вопросы еженедельнику «АиФ - Саратов» дал ректор учебного заведения - народный артист России профессор Лев Шугом.
Зачем нам европейские стандарты?
- Саратовской консерватории в этом году исполнилось 100 лет. Несмотря на солидный возраст, она продолжает оставаться популярным и востребованным вузом. Как это удается?
- Консерватория, действительно, уже прошла вековой отрезок исторического пути, на котором ей всегда удавалось решать свою основную задачу: подготовку и выпуск высококлассных специалистов.
В настоящее время это современный многопрофильный вуз, куда приезжает учиться молодежь со всей страны. Отвечая требованиям современной жизни, мы открываем новые кафедры, расширяем востребованные обществом специализации, готовим не только музыкантов, но и артистов театра и кино.
В 2013 году при консерватории начнет работу детская музыкальная школа. Она позволит обеспечивать полный образовательный процесс - от предпрофессиональной, начальной подготовки до высшего профессионального образования, плюс послевузовское совершенствование одаренных музыкантов в аспирантуре и докторантуре.
Вуз имеет хорошую материальную базу, но мы постоянно ее наращиваем: в апреле 2012-го открылся новый концертный зал «Театральный», планируется ещё один - Камерный зал. Это при том, что у нас функционирует один из лучших в России Большой зал с концертным органом и Малый зал, где также установлен орган.
В ближайшее время мы намерены освоить новое (это будет уже третье) здание для студенческого общежития, которое поможет нам полностью «закрыть» проблему с расселением молодых музыкантов.
- Все российские вузы перешли на Болонскую систему обучения. А насколько европейские стандарты применимы к музыкальному образованию, учитывая богатейшие культурные традиции нашей страны?
- Консерватория, так же как и большинство российских вузов, осваивает болонскую систему обучения, вводит европейские стандарты, которые применяются к музыкальному образованию во многих странах, но не повсеместно, например, в Америке такой системы нет.
С 2010 года у нас ведется прием на бакалавриат и специалитет. В ближайшее время откроется и магистратура. Сейчас сложно определить, насколько приживется эта система обучения в России. Результаты мы увидим через несколько лет.
В деньгах ли дело?
- Музыкальное образование, по меркам сегодняшней жизни, весьма и весьма специфично. Кто они, современные студенты консерватории, и насколько со временем изменился базовый уровень их подготовки? Ведь ни для кого не секрет, что музыкальные школы, особенно в районных центрах, переживают не лучшие свои времена.
- Студенты разные, и во многом отличные от своих сверстников 50-60-х годов. По-прежнему в общей массе встречаются молодые люди весьма талантливые и одаренные. И хорошо, когда они попадают на верную дорогу и совершенствуют способности в музыкальных вузах, имеющих авторитетный состав педагогов и проверенные временем традиции.
В нашей области 105 музыкальных школ, факультет среднего профессионального образования в консерватории и областной колледж искусств. Кроме этого, в регионе есть Балаковское, Вольское и Марксовское музыкальные училища. Правда, наборы в них из года в год сокращаются. И объясняется это не столько низким рейтингом специальности музыканта, сколько сложной демографической ситуацией. Мы продолжаем искать новые формы сотрудничества со всеми регионами нашей страны, успешно работаем с Германией, Испанией, Украиной, Башкортостаном. Наши выпускники или ученики наших выпускников работают на всех континентах. Престиж Саратовской консерватории в мире достаточно высок.
- Чего, к сожалению, не скажешь об общем уровне культуры россиян. Многие при этом сетуют на то, что государство выделяет мало средств на эти цели. Но в деньгах ли дело?
- Не только. Действительно, финансирование культуры всегда происходило по остаточному принципу и, можно сказать, во все времена оставляло желать лучшего в плане оплаты высококвалифицированного труда. Весьма ощутимым грузом на чаше весов является и низкопробное телевидение. Если молодежь будет воспитываться только на образцах рока или попсы, она вряд ли достигнет высокого интеллектуального уровня. Для меня отрадно, что у консерватории есть свои слушатели, которые постоянно приходят в наши залы на концерты классической музыки.
Без поддержки будущего нет
- Пару лет назад в проекте концепции социально-экономического развития страны до 2020 года был предусмотрен перевод культуры на «автономные рельсы». Как, на ваш взгляд, это может отразиться на развитии высокого искусства?
- Академическое искусство, как и образование, должно быть заботой государства. Консерватория на сегодняшний день не готова быть полностью автономным учреждением. Как ректор и как музыкант, считаю, что не следует под коммерциализацию подводить академические музыкальные вузы, которые призваны, в первую очередь, сохранять и развивать лучшие традиции высокого искусства.
Наши коллективы и солисты много занимаются просветительской деятельностью, выступая на самых разных площадках. Если вспомнить суровые военные годы, то концертные бригады консерваторских музыкантов выступали и на фронтах, и на призывных пунктах, и в госпиталях. В это время наш вуз совместно с эвакуированной в Саратов Московской консерваторией работал как единый организм. Примером чему стало исполнение одного из знаковых для отечественного искусства произведений - Ленинградской симфонии Шостаковича.
Я уверен, что и в наши дни высокое классическое искусство популярно и востребовано. Да, есть музыка сложная, требующая специальной подготовки для восприятия. Но ведь эта тенденция имеет место и в литературе. Чтобы понять иное художественное произведение, необходима определенная база знаний. Другое дело, что сейчас стали меньше читать и почти не слушают классику. Нужно идти молодежи навстречу: предлагать к прослушиванию доступные образцы. Это процесс взаимодействия, где искусство должно быть национальным достоянием и предметом гордости россиян, а вовсе не разменной монетой. Нам надо беречь и приумножать свои традиции, а мы их зачастую игнорируем.
- Вы посвятили консерватории более 50 лет, 4 последних года являетесь ее руководителем. Насколько сложно творческому человеку заниматься административной деятельностью? И каким вам видится завтрашний день музыкального вуза?
- Совмещать гастроли с обязанностями ректора действительно сложно. Стараюсь не выпадать из «исполнительской обоймы» как пианист, хотя от многих интересных приглашений за недостатком времени вынужден отказываться. А по поводу обозримого будущего Саратовской консерватории могу сказать, что оно весьма перспективно.
Справка: Саратовская консерватория была создана по решению Третьей Государственной Думы в 1912 году. Изначально именовалась Саратовской Императорского Русского Музыкального Общества Алексеевской консерваторией. Стены ее Большого зала были свидетелями выступлений Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса. Сегодня в музыкальном вузе учатся студенты из 38 регионов страны, а также ближнего зарубежья. В числе преподавателей 11 докторов, 29 профессоров, народные и заслуженные артисты СССР и РФ.