Подошел к концу очередной театральный сезон. По сложившейся доброй традиции, он представил на суд искушенного саратовского зрителя немало премьерных работ, в том числе известных во всем мире мастеров режиссуры.
Как их воспринял Саратов, и приживется ли принципиально новая концепция театра на подмостках нашего города, в беседе с корреспондентом «АиФ - Саратов» размышляет театральный критик Ольга Харитонова.
С актуальным искусством - на «вы»?
- Ольга Игоревна, о достоинствах и недостатках каждой работы, обогатившей культурную жизнь Саратова, говорить очень сложно. И тем не менее, что же, на ваш взгляд, стало настоящим открытием для саратовского зрителя, а что осталось им недопонятым? И почему?
- Думаю, что сегодня - время не коллективных, но индивидуальных восприятий и открытий. Социологи рекомендуют активнее «сегментировать» аудиторию, то есть точнее определять, кому адресован каждый спектакль. Работа в театре требует не только художественного, но и социального чутья. Я бы воздержалась от обобщений и предпочитала разбираться в причинах успеха или провала конкретного замысла. Недопонимание может возникнуть потому, что в нашем городе, сильном своими культурными традициями, на мой взгляд, очень слабо представлено актуальное искусство. Мы практически не знаем языка, на котором оно говорит. Рассуждаем о драматическом театре, живя в эпоху постдраматического.
- С появлением работ приглашаемых в Саратов режиссеров у наших театров будто бы открылось второе дыхание. Что принципиально нового появилось на саратовских подмостках за последние 2-3 года, насколько «выросли» актеры?
- Принципиально новой для зрителей и артистов стала возможность ощутить себя частью европейского театрального процесса: познакомиться с работами признанных мастеров режиссуры, убедиться на собственном опыте, как они далеки от поисков привычной нам задушевности и «жизни человеческого духа», что предпочитают жесткую провокационную концептуальную драматургию, требующую от всех нас немалых знаний, усилий и желания не столько переживать, сколько думать. Ярким примером тому в минувшем сезоне стали спектакли «Софокл. Эдип, тиран» Хайнера Мюллера в постановке Маттиаса Лангхоффа в театре юного зрителя и «Урод» Мариуса фон Майенбурга в постановке Явора Гырдева в театре драмы.
Актеры, как и все профессионалы в мире, «растут» на больших задачах и в общении с личностями. Посмотрите для примера последние работы Андрея Седова в театре драмы или Артема Кузина в тюзе. Первое, что я услышала недавно на Международном фестивале «Варненское лето», выходя с «Урода», - «The actors are great!» (с англ.«Актеры - великолепны!» - Авт.) Хочется, чтобы наши, саратовские, артисты чаще слышали такие слова по-русски и дома. А именитые постановщики скоро будут стоять в очередь на работу в провинциальные театр, чтобы не слышать звона мобильных на репетициях и не составлять график выпуска спектаклей в зависимости от участия столичных артистов в съемках сериалов.
Для фестиваля или публики?
- При всем разнообразии премьерных постановок только два спектакля, по мнению председателя экспертного совета фестиваля «Золотая маска» Марины Давыдовой, могут быть номинированы на престижную премию в 2013 году: «Эдип» и «Капитанская дочка», причем оба из репертуара театра юного зрителя. Почему из года в год уменьшается число достойных номинации работ?
- Во-первых, уважаемый эксперт Марина Давыдова посмотрела только спектакли тюза. И те из них, которые театр счел необходимым показать. Если две премьеры сезона, с ее точки зрения, достойны номинаций на «Маску» - это замечательно. Вам кажется, что этого мало? У МХТ или Малого в нынешнем году не было ни одной. Во-вторых, ситуацию в театре вряд ли стоит менять в зависимости от иных фестивальных предпочтений. Серьезные режиссеры сегодня порою весело спрашивают: вам нужен спектакль для фестиваля или для публики? А есть и те, которые к перечню предлагаемых постановок прилагают список фестивалей, участие в которых могут обеспечить. Мы живем в эпоху технологий, которые не во всех смыслах можно назвать высокими. Театры не должны им слепо следовать, но предлагать зрителю и уметь осознанно отстаивать собственные художественные концепции развития.
Про «ню» и сквернословие
- Театральному искусство сродни не выходящая из моды классика. Но порою хочется чего-то новенького. Многие зрители хотят видеть на сцене себя и современную жизнь — те же «Хаос» или «Паника». Насколько созвучны саратовскому театру спектакли с обнаженными актерами и сквернословием, которые были представлены в драме ярославской труппой? Приживется подобное искусство в нашем городе?
- Театр - искусство прежде всего современное, существующее здесь и сейчас. Не только финну Мюллюахо, но и саратовскому драматургу Ксении Степанычевой в «Частной жизни» удалось этому естественному желанию публики - увидеть историю про себя и своих близких - соответствовать. И ростовчанину Сергею Медведеву удалось: драма в минувшем сезоне сыграла рекордное количество дополнительных «Парикмахерш». А пьеса артиста Игоря Игнатова «Рай-центр, или Город ангелов», тоже с успехом идущая здесь, опубликована в альманахе «Современная драматургия» - случай, между прочим, для Саратова беспрецедентный. Так что вы правы: интерес зрителей к новой драме растет.
Что же касается гастролей Театра имени Волкова, то меня восхищают профессиональная состоятельность и личностная внятность актеров ярославской труппы. Очень сильный и современно существующий коллектив. Появление обнаженной женской фигуры в спектакле «Екатерина Ивановна» было, с моей точки зрения, подчинено ясной и мотивированной художественной логике произведения Леонида Андреева и Евгения Марчелли. Рассматривать его отдельно от конкретного драматургического текста и сценического решения вряд ли стоит. Скажу только, что давно не видела спектакля, сделанного с такой любовью к женщине, и с такой мерой мужской ответственности за то, что с нею происходит. Ярославцы не представляли нам «сквернословие». Просто пьеса Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски» (ее же «У нас все хорошо» идет на сцене тюза) написана с использованием ненормативных выражений. Не думаю, что абсцентная лексика может кого-то радовать. Однако не надо делать вид, что мы не в курсе того, что она давно перебралась с маргинальных территорий на авансцену нашей жизни. Театр Волкова предупредил зрителей - каждый волен был определить свое личное отношение. Приживется ли «такое» искусство в нашем городе? Такое или другое - лишь бы в нем искусство приживалось.
Досье: Ольга Харитонова родилась в 1955 году в Саратове. Театровед, режиссер-постановщик, арт-директор фестиваля памяти Олега Янковского. Преподает эстетику театра в театральном институте консерватории имени Л.В. Собинова. Является председателем секции театроведения и театральной критики при Саратовском отделении Союза театральных деятелей РФ.