Примерное время чтения: 6 минут
734

Людмила Телиус: «Подлинная красота завораживает»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Саратов 15/12/2010

О проблемах высокого искусства в современном обществе корреспондент «АиФ - Саратов» беседует с художественным руководителем отделения Людмилой Телиус.

Умей оглянуться вокруг

- Говорят, настоящим артистом становятся, когда начинают видеть красоту вокруг себя?

- Нам в силу профессии необходимо наблюдать за людьми, за их лицами, внимательно «записывая» жизнь на будущее... Но самое печальное, что у нас всех теперь не хватает времени на созерцание - хоть на мгновенье остановиться, взглянуть на золотую осень. Послушать, как ранним утром за окошком потихонечку начинают петь птицы, чуть ярче становится свет…

Но сейчас такое время, что все куда-то торопятся, опаздывают. А ведь как здорово прийти в театр, пока в нём нет ни одного зрителя. Когда он погружён в тишину и постепенно наполняется живыми звуками, усиливающимися к началу спектакля. Обычно первыми приходят костюмеры, которые гладят и развешивают костюмы; появляются парикмахеры - кому-то надевают парики, приклеивают локоны. Оживает внутреннее радио, транслирующее со сцены звуки разогревающегося оркестра. Флейта и виолончель тихонечко пробуют свои партии… И все это усиливается, все больше приходит оркестрантов. Кулисы одеваются в декорации и готовится сцена. С условным сигналом все это вмиг смолкает, чтобы начался вечерний спектакль, к которому идет столько подготовки и отдано столько сил.

Теперь же в нашу жизнь проникла бесконечная суетность: пробегаешь мимо всех этих «мелочей», ничего не замечая. Потому что знаешь - надо быстро-быстро бежать, иначе ничего не успеешь. Лично мне времени не хватает. А так порой хочется просто сесть и что-нибудь нарисовать или взглянуть в небо или пройтись по осеннему лесу, хотя бы просто оглянуться вокруг. Как раньше, когда ездила по гастролям, спектаклей много-много, потом один выходной - и ты бродишь по городу, получая удовольствие и заряд положительной энергии.

Сегодняшней артистической молодежи не хватает времени тем более. Вынужденные подрабатывать уроками или «внеплановыми» концертами, они втянуты в бесконечную карусель. А у кого есть время, просто не хотят ничего созерцать.

Всё заполнила грубость

- За какими ощущениями идёт сегодняшний зритель в театр?

- Главное, что отличает русское театральное искусство, и не только классический балет - в нем должна быть заложена мысль.

Сейчас в России модно показывать «вещицы» на потребу публике. Иногда непонятно, а искусство ли это вообще? Поначалу такие спектакли действительно вызывали интерес, который вскоре угас.

В драматических театрах «поиски» нового тоже зашкаливают. Спектакли наполнены не какими-то актерскими игровыми находками, а чисто визуальными эффектами - дыма напустить, водой побрызгать... Но это же просто обычное шоу! И никакого глубокого сопереживания…

Но мы все, несмотря ни на что, хотим красоты. И поверьте, создать на сцене атмосферу чистоты, поэзии и нежности гораздо сложнее, чем исполнить какой-то бравурно-характерный номер. Для роли злодея найти краску в 100 раз легче, чем для лирического персонажа. Агрессия может возбуждать зал, но подлинная красота завораживает, она всегда будет притягивать внимание. Это то, что несет в себе очищение. Посмотрел - и словно живой воды напился!

- И в жизни сейчас, наверное, не хватает лирики?

- Грубость у нас заполонила все, этому просто уже нет предела. И на молодежь она воздействует. Вроде бы официально заявляется: пусть каждый человек самостоятельно выбирает, как жить. Но ориентиров-то нет!

Из чего молодым сделать выбор, если отовсюду на них льется один негатив? И настрой - только побольше заработать. По отношению к театру это значит, что спектакль должен быть броским и громким, чем-то из ряда вон выходящим. А чтобы сделать что-то для души, очистить человека, немножко возвысить общество, за это мало кто борется.

Наверное, сильные мира сего считают, что культура подождет, что есть более важные проблемы, но дело в том, что ждать уже нельзя, пора отменить остаточное финансирование. Если же сделать установку на коммерцию, тогда об эмоциональных переживаниях в театре можно забыть. Театр потеряет свою идею, главную ценность. Но я оптимист и уверена, что до такого никогда не дойдет!

Островок в океане действительности

- Как сегодня научить наших детей прекрасному?

- Раньше в городе было немало людей, которые при одном появлении на сцене своих кумиров, восторженно их приветствовали.

Ныне публика иная, такая категория, как балетоманы, отсутствует. Зачастую молодые люди просто не подготовлены к восприятию столь тонкого искусства. Если из всего учебного заведения, которое приводят на спектакль, двое-трое останутся неравнодушны - уже хорошо. Остальные же просто приходят пошуршать обёртками «сникерсов» и поиграть в свой мобильник.

Да и сама профессия артиста балета стала непрестижна. Но поскольку дисциплина на хореографическом отделении гораздо выше, чем в обычных школах, родители зачастую отдают ребенка к нам, чтобы оградить от улицы.

Мы же ребенка пестуем, лелеем - в итоге получается утонченная личность. Если же в классе два-три человека оказались случайно, это вносит свой диссонанс. И многие педагоги жалуются, что тот или иной ученик не «балетный». Хотя социум сегодня уже не живет балетом, всё равно хотелось бы сохранить островок, где осталось трепетное отношение к высокому.

Всё же я уверена, что рано или поздно мы все равно вернемся к истокам прекрасного. Без этого просто не может существовать мир. И это касается не только балета, но и культуры самой по себе - и отношения к старшему поколению, и к родному языку... и друг к другу. Ведь так не должно быть, чтобы люди вечерами боялись выйти на улицу?

Наша справка

Людмила Телиус - народная артистка России, член Союза театральных деятелей. Лауреат Первого театрального фестиваля «Золотой Арлекин». Педагог-репетитор Саратовского академического театра оперы и балета.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах