aif.ru counter
32

Ю. Ошеров. Вооружать нужно мозги и души

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Саратов 06/04/2011

В номинации «За режиссуру» престижной награды удостоен художественный руководитель и главный режиссер театра юного зрителя Юрий Ошеров.

Криминальная роль

- Юрий Петрович, «Золотой Арлекин» за последние годы стал вполне самостоятельным персонажем саратовской сцены. Как думаете, в его образе больше мудрости или детского озорства?

- Есть у меня дома настоящий раритет. Первый, ещё не отполированный, из достаточно сырой бронзы «Арлекин», весь такой покрытый патиной... Он несколько лет назад сыграл чуть не «главную роль» в печальном эпизоде моей жизни, когда ко мне в квартиру забрались воры.

На другой день следователь спрашивает: «Есть ли у пропавших вещей «особые приметы»? Я подумал-подумал: действительно, как отличишь мои книги, икону и остальные украденные вещи?.. И вдруг меня осенило: «Арлекин» ведь тоже пропал, он-то и поможет найти вора! Ведь таких статуэток во всём мире всего двадцать.

Не раскрывая всех тонкостей расследования, скажу лишь, что напасть на след преступников помогла именно статуэтка. Такую вот детективную роль сыграл один из первых саратовских «Арлекинов», наведя на след преступников, вернул в дом почти всю пропажу.

На сцене же это озорное существо настолько разнообразно, находится в вечном поиске, в вечном кураже, в вечном волнении... Часто бывает то сердит, то весел, то остер на язык, однако в нужный момент сострадателен. Это некий символ неуемного творчества, в котором все сплелось. Он разный, но при всех формах его общения с миром - это борец за благородство и чистоту.

Приносим в жертву ребенка

- В чём сходство нынешних подростков с «Мальчиками» времен Достоевского?

- Жаль, всё реже вспоминаются слова Федора Михайловича: «Ничто в мире не стоит слезинки младенца». Вот разваливается какой-то семейный очаг, отец теряет работу, мать мечется, ища выход из тупиковой ситуации. И главной жертвой оказывается ребенок. Поэтому за каждый проступок, совершенный подростком, ответственность лежит на нас. Беда не бывает частным делом. Она обязательно дойдет и до остальных, пусть не сейчас, пусть позже.

40 лет назад спектакль «Мальчики» уже шел в тюзе, и за эти десятилетия проблемы, подмеченные Достоевским, стали еще актуальней. Всё те же вековые вопросы сегодня только обострились. В погоне за сиюминутной выгодой мы порой приносим в жертву ребенка. Как показало время, политические перемены, при всех красивых словах о детстве, пока особого результата не дают. Яркое подтверждение - реформа образования. Как можно было покуситься на одну из лучших, взращенную столетиями, образовательную школу? Ведь результативность этой системы доказана временем.

Когда все эти «нововведения» выносились на обсуждение, я тут же усомнился в профессиональных качествах «реформаторов». Что же демонстрирует сейчас министерство образования: имитацию бурной деятельности или безумие? Ведь все эти «новшества» бьют в первую очередь по ребенку. Кого же мы хотим воспитать, кто после нас по этой земле ходить будет?

Ведь компьютерные игрушки, которые обучают детей, как лучше взорвать, напасть из-за угла, ударить ножом или кинуть гранату, - это же только кажется безобидными играми, на самом же деле в мозг с малолетства записывается модель агрессивного поведения.

Если мы сегодня, сейчас, не заложим в юные головы понимание, что Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь - есть величайшая культура с глубинными корнями, то молодой человек сам никогда их в кумиры не выберет. По мне, чтобы противостоять агрессии, вооружать нужно в первую очередь мозги и души. Один из моих любимейших драматургов Розов говорил: «Кто давно не плакал, черств, холоден и опасен». Если со слезами не выходит наружу горечь, то образуется склероз души. Нужно не дать сердцу зачерстветь, ведь русская душа всегда славилась умением сочувствовать, сострадать, отдать последнюю рубаху. Хорошо, что пока это, слава богу, окончательно в нас не исчезло.

Проблема в идеалах

- Можно ли юного негодяя переделать в Маленького принца?

- Если негодяй уже законченный, перевоспитать очень сложно. Ведь почему принц маленький? Воспитание должно начинаться с самого раннего детства.

В сказке Экзюпери трагичен поступок героя, посягнувшего на самое дорогое. Его посетила любовь, но он помчался искать более легкой, комфортной и спокойной жизни, бросив свою розу, чудом появившуюся у него на планете. За что в итоге и расплатился своей жизнью. Поскольку вернуться в том же качестве он уже не мог.

Уверен, в любой детской душе обязательно живёт свой Маленький принц, другое дело, помогаем ли мы ему реализоваться? Все зависит от взрослых, которые рядом.

Нельзя оставлять детей одних, я не призываю ходить по пятам, ни в коем случае. Пусть ребенок будет самостоятельным, но чуткое родительское ухо должно быть всегда настороже: а не ушло дитя слишком далеко, не бродит ли поблизости какой-нибудь мерзавец?

Прошлой весной поставил сказку «Дюймовочка», со вторым названием «А где же принц?» «Его высочество» можно найти в любые времена. Он живет где-то среди нас, другое дело, мы не всегда внимательны. Тут серьёзная проблема в идеалах нынешних девчонок, ищущих, кто бы обеспечил сытую беззаботную жизнь. Но за мишурой, суетой и стереотипами можно прозевать что-то настоящее. А принц живет порой совсем рядом, на вид совсем невзрачный, неброский, зато способен на жертву. Дело не только во времени, выбор всегда остается за человеком!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах