Неурядицы отдельно взятой «ячейки общества» стали сюжетом пьесы финского драматурга М. Миллюахо «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва», премьера которой состоится 20 ноября на сцене театра драмы.
О социально-экономических проблемах семьи в современном обществе корреспондент «АиФ - Саратов» беседует с режиссёром спектакля Юрием Алесиным.
- В нынешней жизни проблем хватает. Какую вы считаете наиболее острой?
- В первую очередь кризис доверия. Это такая тонкая, но и самая главная ниточка между мужчиной и женщиной, которая должна возникнуть после того, как проходит первая влюбленность. По-моему, доверие даже важнее любви.
Поскольку можно жить с человеком, которого не любишь, а вот с человеком, которому не доверяешь, жить получится вряд ли.
Нет ничего важнее, чем знать, что твоя «вторая половинка» не подведет и не бросит в трудную или «легкую» минуту, а пробудет с тобой ту долю вечности, которую суждено пребывать вместе.
- Семьи сегодня всё чаще распадаются. Почему?
- До нас таки докатилась сексуальная революция. У многих возникло ощущение безграничной свободы, переходящей во вседозволенность. Мужчины стали думать: если все женщины мира открыты мне, то зачем же я буду жить всю жизнь с одной-единственной? Хотя у главного героя нашего спектакля все как раз наоборот. Вполне успешный мужчина не понимает, отчего его семья оказалась на грани распада.
Он работает, приносит деньги в дом, у него престижное авто… Правда, частенько приходится уезжать в командировки.
Именно эти отлучки и раздражают жену, которая, несмотря на внешнее благополучие, крайне недовольна жизнью. И предлагает супругу в очередной командировке подумать: а стоит ли им быть вместе? Для него подобные слова звучат как гром среди ясного неба, это катастрофа: «Как же так, я же люблю ее, я все делаю ради нее?!»
Увы, с таким проблемами зачастую сталкиваются успешные мужчины, разрываясь между карьерой, самореализацией и требовательной любовью современной женщины. В результате сильный пол буквально разрывается, поскольку одинаково хорошо делать всё просто невозможно.
- Может, тогда стоит отказаться от карьеры в пользу любви?
- Уже сложилась целая категория людей, которые сознательно отказываются от блестящей карьеры, решая однажды выйти из игры. Добровольно меняя полную стрессов работу на спокойную жизнь фермера или даже сторожа. Такие люди просто отказываются быть винтиками отлаженной системы потребления.
Увы, современному обществу в основном нужны исполнители, а не творцы, поэтому большинство, чтобы выжить, вынуждены терпеть нелюбимую работу. Кто-то не выдерживает рутины и сознательно опускается на более низкую социальную ступень. Желание сохранить семью и воспитать здоровое потомство - еще одна причина «переключиться на низкую передачу».
В провинции пока говорить об этом как о массовом явлении рановато. Здесь общий уровень материального благосостояния так низок, а экономика настолько нестабильна, что полностью отказаться от карьеры могут себе позволить только очень не многие. Порой, работая с утра до вечера, мужчина не может обеспечить семью. И никакой перспективы обрести собственное жилье, отдать ребенка в нормальный детский сад, школу, развить его творческие или спортивные способности. Да просто сделать сюрприз жене...
Для мужчин среднего возраста такая ситуация становится всё более угрожающей и приводит к жутким стрессам. И каждый реагирует по-разному. Кто-то начинает считать всех женщин стервами, кто-то увлекается алкоголем, а кто считает, что самые честные отношения - с проститутками. Самый крайний случай - падение на дно, бомжевание.
- А вы бы подали милостыню работоспособному мужчине с протянутой рукой?
- Если у вас просят подаяние, думаю, нужно подать. Не могу сказать, что всегда так делаю, но стараюсь... Пусть даже этот человек на самом деле не болен, а всего лишь притворяется, и даже потратит ваши деньги на выпивку.
- А в вашем спектакле справляются мужчины в итоге со своими проблемами?
- Бывает, пока человек ищет истину, он может поссориться со всем миром, в том числе и со старыми друзьями. В спектакле у всех мужчин оказываются аналогичные проблемы. И иногда проще открыть душу случайному попутчику, чем найти общий язык с близким человеком.
Выход прост и стар как мир: нужно учиться слушать друг
друга. Таким образом, герои в конце концов справляются с навалившимся на них валом неприятностей. В этом плане мне очень нравится пьеса, которая заканчивается хорошо - это большая редкость в современной драматургии. Сейчас время депрессивное, поэтому очень важно показать людям выход, что не всё так уж плохо. У автора - и, соответственно, у меня - в общем, оптимистичная позиция по отношению к жизни!
Наша справка
Юрий Алесин - режиссер-постановщик. В 2007 году окончил режиссерский факультет Российской академии театрального искусства.
Валерий КАЛАШНИКОВ