3 марта в календаре значится как Всемирный день писателя. Так уж распорядилась судьба, что этого же числа свой день рождения отмечает Владимир Бутенко, Заслуженный работник культуры РФ. Как художник-график он оформил порядка 400 наименований книг, как художественный редактор подготовил к печати десятки библиотек.
В интервью «АиФ - Саратов» гость редакции поделился мнением о том, почему сегодня пустуют читальные залы и не проводятся книжные выставки-ярмарки.
Родом из детства
Татьяна Волченко, АиФ-Саратов: Владимир Константинович, свое детство многие саратовцы ассоциируют с красочными изданиями: «Волшебный сундучок», «Конек-горбунок», «Золотой ключик»…
Владимир Бутенко: Все они были подготовлены к печати в Приволжском книжном издательстве, которое обслуживало не только нашу, но еще Пензенскую и Ульяновскую области. Так что на этих книгах выросла не только саратовская ребятня. Вдвойне радует то, что они по сей день служат добрую службу. Когда меня в 2003 году пригласили в областную детскую библиотеку на 30-летие «Волшебного сундучка», я немало удивился: юбилей собрал бабушек, дедушек, их детей и внуков. И у каждого в руках был свой сборник сказок.
В советское время книги издавались большими тиражами и стоили копейки. А сегодня 1000 экземпляров - предел мечтаний, да и цены просто космические. При этом, если говорить по факту, нет ни достойных изданий, ни достойных авторов… В книжный магазин стыдно заходить. Открываешь томик Пушкина, а там - ошибка на ошибке, иллюстрации отвратительные. А ведь книга без оформления - чтиво!
- Студенты и школьники отдают предпочтение электронным источникам информации. Читают классиков в Интернете. Вам как профессионалу не обидно за печатное слово?
- Когда я пришел в профессию, о высоких технологиях не смели даже мечтать. Многие любители чтения гордились тем, что у них на книжных полках появлялись пахнувшие типографской краской сборники сочинений Толстого, Достоевского, Куприна. Сегодня домашние библиотеки нередко выступают элементом декора. Что уж говорить, если в наши дни в читальных залах собирается не больше 5-7 человек. Сельские библиотеки, некогда слывшие очагами культуры, закрываются одна за другой. Расхожую формулировку «оптимизация учреждений культуры» я понимаю как возвращение в XIX век. Чиновники пытаются спасти положение библиотеками на колесах. Только тщетно.
Сегодня и читать стали меньше, и издавать. Дожили до того, что из школьных программ исключили Высоцкого, Солженицына, Белого. Из шолоховского «Тихого Дона» теперь достаточно знать лишь избранные главы. Откуда такое отношение к классикам? Ведь они не могут быть несовременными. Вместе с тем тиражи шедевров мировой литературы стремительно падают. Сегодня охотнее читают романы Пелевина и Улицкой. Издательства завалены заказами-однодневками. Вот что значит погоня за рублем! Формирование книжного рынка поставлено на службу коммерции.
В 60-70-х годах прошлого века отношение к книгоизданию было иным. Перечень публикуемых авторов, количество экземпляров согласовывались в Москве.
К печатному изданию тогда относились серьезно и с большим уважением. Если сегодня на подготовку авторской работы к публикации уходит не больше двух-трех недель, то 40-50 лет назад для этого требовались месяцы. Не было у нас ни текстовых, ни графических программ-редакторов, все делалось вручную. Живописцев-оформителей зачастую приглашали из столицы. А в наши дни - «тяп-ляп» и готово! Разве такие поделки могут участвовать в книжных конкурсах?
В погоне за рублем
- Вместо книжных выставок и ярмарок в наши дни можно увидеть разве что книжные развалы. Почему сегодня не проводятся конкурсы искусства книги?
- В этом сейчас нет надобности, особенно в провинции. Литературных агентств у нас много, вот только работают они по большому счету в ущерб искусству, а также уровню культуры. Тиражируют не классиков и современников, а предвыборные буклеты и афиши - то, что приносит доход.
Помню, одно время мне посчастливилось работать с Юрием Никитиным, автором книги «Царские забавы», вышедшей 15-тысячным тиражом. Она разошлась по всей России, ее с удовольствием читали за рубежом. В 1998 году эта книга вошла в сотню лучших книг России, претендующих на участие во Всемирной книжной выставке во Франкфурте-на-Майне. По достоинству были оценены такие издания, как «На осеннем ветру» Н. Палькина, «Ректоры Саратовского университета: факты жизни и деятельности» В. Семёнова, «Вечный огонь памяти» из серии «Победители». Все они издавались в «Приволжском издательстве». Участие и победа в книжных выставках свидетельствовали о высоком уровне нашего мастерства. Теперь, когда молодежь сутками напролет сидит в Интернете, а книги чаще всего пишутся и издаются, чтобы потешить авторское самолюбие, искусство книгоиздания сошло на нет. Досадно! Ведь без красивой книги не может быть подлинной культуры.
Досье: Владимир Бутенко родился в Казани в 1936 году. Художник-график, книгоиздатель. Дипломант Всероссийских конкурсов искусства книги, постоянный участник международных книжных выставок. Его имя вошло в Российскую энциклопедию «Лучшие люди России» (2004 год).